В США начался суд над BP по делу о крупнейшем разливе нефти

Автор фото: Global look press

Судебный процесс по делу о крупнейшем в истории США разливе нефти начался в понедельник в Новом Орлеане. Катастрофа произошла в 2010 году на платформе британской нефтекомпании BP Deepwater Horizon и унесла жизни 11 человек. От разлива более 4 млн баррелей нефти пострадали прибрежные штаты, экономика которых зависела от добычи морепродуктов. На ликвидацию последствий нефтяного разлива BP уже потратила около $40 млрд, но конечная сумма штрафа еще не определена. Адвокаты компании могут значительно уменьшить ее, если докажут, что авария произошла не из-за грубой небрежности.

Долгожданный суд по делу о самом большом разливе нефти в истории США начался в понедельник в федеральном суде Нового Орлеана, пишет Chicago Tribune. В процессе участвуют британская нефтекомпания ВР, ее партнеры, власти США, частные лица и бизнесмены.
Катастрофа произошла в 2010 году в Мексиканском заливе и унесла жизни 11 рабочих платформы Deepwater Horizon, в воды залива попало 4 млн баррелей нефти. "BP было под силу не просто предотвратить трагедию, а не допустить ее вообще", — считает помощник федерального прокурора Майк Андерхилл.
Адвокаты других ответчиков — владельцев буровой установки Transocean Ltd и Halliburton Co, проводившей цементные работы на объекте, — утверждают, что вся вина полностью лежит на BP, но защита британской компании предлагает рассматривать отдельно действия каждой из трех компаний.
Чтобы существенно сократить размер штрафа, адвокатам BP придется доказать, что авария произошла не из-за грубой небрежности: за это штраф повышается в несколько раз. Компания уже потратила $37 млрд на сбор нефти из залива и восстановление прибрежной зоны. Кроме того, денежные выплаты могут составить десятки миллиардов долларов, если судья Карл Барбье решит, что и другие ответчики чрезвычайно небрежно выполняли свои обязанности.
По Закону о чистой воде, штраф BP за разлив нефти может составить $20 млрд, если суд посчитает, что причиной аварии стала грубая халатность — этот фактор влияет на размер штрафа, который варьируется от $1,1 тыс. до $4,3 тыс. за каждый баррель.
Таким образом, вместо $20 млрд BP может заплатить только $17,6 млрд. Вину в грубой халатности, предполагающей максимальный штраф $4,3 тыс. за баррель, компания отрицает. Штраф за обычную халатность составляет $1,1 тыс. за баррель. Нефть распространилась в заливе от берегов Техаса до Флориды, значительно повлияв на экономику штатов, в которых торговля морепродуктами и туризм являются одним из главных направлений бизнеса.  
По словам адвоката, представляющего интересы Минюста США, Майка Андерхилла, менее чем за час до взрыва специалисты на берегу обсуждали критические показатели давления — это значит, что о существовании проблемы на скважине знали уже тогда, но руководство не приостановило работу и "у 11 душ было всего 47 минут, чтобы прожить остаток своей жизни". Смертей можно было бы избежать, если бы береговой инженер Марк Хэфл и руководитель проекта Дон Видрайн выполнили свои обязанности, считает Андерхилл.
"Производство в ущерб защите. Прибыль в ущерб безопасности", — так звучали слова адвоката истцов Джима Роя. Одной из причин катастрофы, по его мнению, стала плохая подготовка специалистов компании владельца буровой установки Transocean и неправильное оборудование на дне моря, а также цемент Halliburton, не соответствующий ряду требований.
Адвокат Transocean Брэд Брайан в ответ на слова защиты BP ответил, что рабочие буровой установки доверяли компании и умерли преданные ей. Защитник Halliburton Дон Годвин заявил, что команда буровой установки Transocean должна была остановить работы при первом признаке какой-то проблемы. "Теперь они хотят переложить ответственность на моего клиента и обвинить его в преступлениях", — добавил он.