Государственную думу в среду покинули сразу два депутата. Всего за полгода "депутатопад" унес уже восьмерых. Сейчас крупные предприниматели идут в Думу за неприкосновенностью и новыми возможностями. Но в нынешней ситуации депутатский значок начинает приносить не только блага, но и проблемы.
Государственную думу в среду покинули сразу два депутата. Владимир Пехтин, ранее уличенный оппозиционерами во владении незадекларированным имуществом в непатриотичном штате Майами, заявил о своей невиновности и уходе по собственному желанию. Другой единоросс – Анатолий Ломакин – также заявил об уходе по собственному желанию поправить здоровье (невиновность подразумевается).
Это уже седьмой и восьмой депутаты нынешнего созыва, покинувшие парламент. Только за последние два дня таких "уходов" было три.
Ранее, еще в прошлом году, Думу покинули коммунист Владимир Бессонов (обвиненный в причинении вреда полицейскому на оппозиционном митинге), эсер Геннадий Гудков (формально – за предпринимательскую деятельность, фактически – за совмещение депутатского уюта и реальной оппозиционности) и единоросс Алексей Кнышов (по собственному желанию, обострившемуся после начала проверки СК его предпринимательской деятельности в Словакии).
Уже в новом году парламент частично или полностью утратил коммуниста Константина Ширшова (подозревается в попытке продать мандат депутата, причем от партии "Единая Россия", и лишен неприкосновенности), эсера Олега Михеева (подозревается в мошенничестве в особо крупных размерах, лишен неприкосновенности), единоросса Василия Толстопятова (неформально обвинен в занятии предпринимательской деятельностью, добровольно сдал мандат), а также вышеупомянутых Владимира Пехтина и Анатолия Ломакина.
На фото: Российская Федерация. Санкт-Петербург. панельная дискуссия «Повышение энергоэффективности объектов недвижимости в России». Владимир Алексеевич Пехтин. Депутат от "Единой России", глава комиссии по регламенту и депутатской этике Государственной думы.
Ничего подобного в истории российского парламентаризма раньше не было. Прежде каждый подобный случай был отдельной крупной сенсацией. Сейчас это уже "депутатопад" в особо крупных размерах.
Единой мотивировки не существует, как не существует и некоего заранее подготовленного плана, который теперь выполняется. По одним причинам единороссы хотели убрать из Думы предполагаемого обидчика полицейских Бессонова, по другим – "иуду" ((с) Владимир Пехтин) Гудкова. Вынуждены были говорить о том, что проблема-де в незаконной предпринимательской деятельности. Немедленно выяснилось, что по такому пункту вопросы есть к каждому второму единороссу. Пришлось принимать меры.
Алексей Кнышов стал "сакральной жертвой", которая должна была доказать, что никакой политической подоплеки нет, и что своих "сдают" точно так же, как чужих. В случае с Пехтиным было иначе: депутат некоторое время сражался за свой мандат, говоря, что недвижимости за рубежом у него "практически нет", а лживые сведения распространяют враги партии. Потом, видимо, было решено, что оспорить антипехтинские доказательства не удастся, и что лучше взять инициативу на себя и дать коллеге уйти с якобы поднятой головой.
Владимир Пехтин – далеко не единственный единоросс, которого оппозиционеры обвиняют в разнообразных нарушениях закона (начиная с предпринимательской деятельности и заканчивая собственностью, отсутствующей в декларациях и стоящей больше задекларированного дохода). Однако немногие истории "золотых кренделей" к чему-то приводят.
Тем не менее, эти процессы радикально меняют статус Госдумы. Сейчас, кроме нескольких десятков профессиональных политиков, туда стремятся попасть крупные бизнесмены. Они идут туда за неприкосновенностью и новыми возможностями. Но процессы последних месяцев показывают, что проблем от депутатского значка, кажется, больше, чем выгод. Именно такой была, вероятно, мотивация аграрного предпринимателя Толстопятова. Если такая ситуация сохранится, состав следующей Думы будет существенно отличаться от состава нынешней.
И в самом деле: рядовой крупный бизнесмен никому не обязан отчитываться о своих доходах и о своей собственности (кроме налоговой службы). Журналисты и блогеры не проверяют его декларации и не сверяют их с данными американского кадастра. Одним словом, тихое обаяние буржуазии. Деньги, как известно, любят тишину. В Госдуме в последние месяцы становится слишком громко.
Впрочем, не все эксперты с этим согласны. Бизнесмены все равно будут идти в Госдуму за иммунитетом и возможностями, но будут вести себя хитрее, считает политолог Александр Конфисахор: "Раньше все это даже не пытались скрывать. Теперь придется вести себя иначе".
"Депутатопад" продолжится, полагает эксперт: "Кандидатов в Госдуме очень много. Всякий раз, когда отношение к парламенту будет достигать критической отметки, будет бросаться такая кость в виде одного депутата. Чем ближе к выборам, тем таких случаев будет больше: Кремль будет стремиться подправить имидж".
Хаотические процессы в Госдуме в конечном счете выгодны "Единой России", считает политолог Владимир Васильев: "Они хотели убрать Гудкова из Думы, чтобы лишить мандата крупного оппозиционера и чтобы объяснить остальным, что перегибать палку не надо. За одного заметного и значимого Гудкова – или Михеева – вполне можно пожертвовать несколько своих куда менее значимых членов".
Сейчас крупные предприниматели хотят стать депутатами-единороссами не ради иммунитета, а ради новых возможностей, уверен эксперт: "Иммунитет у них и так есть. Качество нашей правоприменительной практики ни для кого не секрет. А вот новые возможности и знакомства – это важно. И они это там получают. Так что изменения ситуации, по крайней мере – пока, – можно не ждать".
Видео: "Вести".