Чиновникам Петербурга запретили нанимать ГУПы без конкурса

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

УФАС по Петербургу через суд запретило чиновникам Смольного без конкурса нанимать государственные унитарные предприятия для оказания услуг госзаказчикам. Вероятно, вслед за этим решением Заксобрание обяжут внести поправки в закон о ГУПах и МУПах.

Федеральный арбитражный суд Северо-Запада оставил в силе решение второй инстанции о запрете правительству Петербурга наделять ГУПы и МУПы исключительными правами по предоставлению госзаказчикам услуг, которые могут оказывать и негосударственные организации.
Оставив в силе решение 13 арбитражного апелляционного суда, ФАС Северо-Запада запретил властям Петербурга без конкурсов нанимать ГУПы для предоставления услуг по гостиничному и транспортному обслуживанию чиновников, по эксплуатации правительственных зданий и сооружений, информационном сопровождении работы чиновников, по проведению официальных мероприятий, подготовке улиц города к праздникам, погребению умерших, не имеющих родственников.
Эти права были заложены в закон о ГУПах от 2006 года, и УФАС по Петербургу в этом судебном споре пыталось их исключить. Одновременно с судебным разбирательством УФАС по Петербургу 22 августа 2012 года вынесло решение о том, что Валентина Матвиенко, работавшая тогда губернатором Петербурга, и Заксобрание нарушили 2, 3, 5 пункты части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.
Таким образом, по решению УФАС, Валентина Матвиенко и Заксобрание в своей работе необоснованно препятствовали предпринимателям осуществлять их деятельность, устанавливали запреты или вводили ограничения в отношении свободного перемещения товаров, устанавливали госзаказчикам ограничения при выборе подрядчиков.
Например, по данным судебных документов, исключительными правами по транспортному обслуживанию чиновников обладало ГУАП "Смольнинское", хотя компаний, которые могут оказывать такие услуги, предостаточно.
В ходе судебного спора первая инстанция встала на сторону правительства Петербурга, не усмотрев в его деятельности признаков нарушения конкуренции. Суд ссылался на то, что УФАС по Петербургу не доказало причинно-следственную связь между принятием закона о ГУПах и наступившими последствиями и не предоставило список хозяйствующих субъектов, которые, помимо ГУПов, могли бы выполнять госзаказы.
Вышестоящая инстанция отменила решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, поскольку он не привлек в качестве третьего лица Заксобрание Петербурга, "права и обязанности которого могли быть непосредственно затронуты при разрешении настоящего спора". Наконец, ФАС Северо-Запада оставил в силе решение суде нижестоящей инстанции.
"Мы очень рады, что выиграли дело в третьей инстанции, — говорит представитель УФАС по Петербургу Кристина Слинько. — Вероятно, вслед за решением ФАС Северо-Запада последует необходимость внесения изменений в закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
У правительства Петербурга, впрочем, есть возможность обжаловать решение ФАС Северо-Запада в Высшем арбитражном суде.