Женский взгляд на бизнес

Пожимать или нет руку при встрече с деловым партнером на каблуках? Кто должен платить за кофе и подавать руку? Петербургские предпринимательницы — о своих решениях гендерного вопроса в бизнесе и стереотипах, которые существуют по отношению к бизнесвумен.

"Гендерный вопрос в России очень остро стоит, я сама из Эстонии, где другая культура: вне зависимости от того, предприниматель ты или нет, там все подают друг другу руки. Здесь не так, — рассказывает Ксения Костина, владелица ателье "Бант" и системы продвижения продуктов и услуг в интернете LeadGid. — Мужчины очень часто смущаются, когда я подаю руку".
Предпринимательницы отмечают, что если в помещении присутствуют и мужчины, и женщины, то мужчины здороваются только с мужчинами, а женщин игнорируют — в лучшем случае кивают.
Валентина Дрофа, учредитель площадки для дистанционного обучения торговле на финансовых рынках iLearney, рассказывает, что при встрече целует партнера в щеку и не жмет руку, подчеркивая свою женственность: "Я позволяю помочь снять с меня верхнюю одежду, заплатить в ресторане, подвинуть стул и сделать комплимент".
По ее словам, деловую культуру и этикет бизнес–сообщество Петербурга сейчас формирует самостоятельно, адаптируя зарубежный опыт к национальным особенностям ведения бизнеса. Однако многие все равно ориентируются по ситуации. "Я всегда общаюсь с гостями в магазине на одной волне, и редко возникают проблемы. Дать пять или поцеловать в щеку — нормальная практика. Пожать руку? О, мне очень нравится этот жест!" — признается Рената Шульга, соучредитель магазина винтажной одежды "Запятая".
По мнению Валерии Вахрушевой, ведущей курса "Деловой этикет" в тренинговом агентстве "Мастер–класс", пожатие рук деловым партнерам женского пола считается нормой и хорошим тоном. Если у мужчин первым должен протянуть руку представитель принимающей стороны, то в случае встречи девушки и молодого человека руку первой должна подавать именно женщина.
"Есть представление, что девушка–предприниматель — это какой–то подвох, что она точно не сама ведет дело, что есть родственники, партнеры и прочее", — жалуется Ксения Костина. Ее поддерживает Алена Иванова, соучредитель Taiga Hostel и кофейни Bookcafe Cafemax: "Женщин–предпринимателей в России не всегда воспринимают как полноценных бизнесменов, часто ошибочно считая, что с ними каши не сваришь. В России, отмечает она, до сих пор бытуют гендерные стереотипы, что если девушка ведет бизнес, значит, она мужик в юбке или бизнес начала не сама — "подарили".
Среди участников конкурса "Молодые миллионеры", учрежденного "Деловым Петербургом" в 2012 году, жюри больше всего удивили Анна Протопопова из "АВ Электро Северо–Запад" (25% в компании, занимающейся оптовой торговлей электротехнической продукцией), Людмила Корсуновская (глава логистической компании "Мультитранспорт") и Ольга Галанина ("Росэко", поставка нерудных строительных материалов) — представительницы нетрадиционных направлений бизнеса у женщин.
Обычно девушки ограничиваются индустрией красоты, моды, рекламы и образования. Ксения Костина уверена, что в петербургском бизнес–сообществе нет ощущения, что если девушка занимается бизнесом, то этот бизнес серьезный — максимум салон красоты. Причем такое восприятие бытует не только у мужчин, но и у женщин: "Моя приятельница меня спрашивает: "Серьезно? Ты этим сама занимаешься? Ты в этом что–то понимаешь? Это же сложно!"
"Я не считаю, что винтажный магазин — чисто женский бизнес, я знаю в Петербурге многих мужчин в этой нише, но стоит отметить, что в паре с мужчиной–соучредителем это дело дается легче и оно намного успешнее", — говорит Рената Шульга.
"Конечно, бизнес в чем–то делает женщину жестче, я за собой замечаю, что иногда маме или брату начинаю объяснять что–то командным тоном: так, это делаешь так, так и так", — признается Ксения Костина. "В бизнесе стирается грань между мужчиной и женщиной, многие стараются одеждой показать, что женщина — это такой же переговорщик, как мужчина", — говорит Валерия Вахрушева.
По мнению Ренаты Шульги, бизнес не переделывает женщину, однако заставляет воспитывать в себе мужские качества. "Дать слово и сдержать его очень важно в любой сфере жизни, а особенно — бизнесе! Этому надо всем поучиться!" — говорит Рената Шульга.
Женщина всегда остается женщиной, вопрос только в том, как и зачем этим пользоваться, уверена Валентина Дрофа. "Я работаю в финансовой сфере, где в основном заняты мужчины. И мне, с одной стороны, будучи интересной женщиной, проще добиться результата, договориться о необходимой встрече, разрешить сложную ситуацию. Но, с другой стороны, приверженцы острого мужского шовинизма делают решение ряда вопросов более сложным, рассуждая авторитарно и считая, что женщина в бизнесе — это обезьяна с гранатой", — говорит предпринимательница.