Сразу два инвестора вложат в производство мяса индейки в Ленобласти 760 млн рублей

Автор фото: Вдовин Сергей

Сразу две компании в Ленобласти вложат в производство мяса индейки 760 млн рублей. Новичок на рынке — агрокомплекс "Домашово" строит в Кингисеппском районе четыре площадки и инвестирует 600 млн рублей. Старожил местного рынка "Конкорд" вложит 160 млн рублей и увеличит до 2015 года объемы производства втрое. Ретейлеры наблюдают рост спроса на индейку в среднем на 10% в год.

Для владельцев агрокомплекса "Домашово" производство индейки — это первый опыт в сельском хозяйстве. Раньше они занимались строительством сельхозпредприятий, будучи субподрядчиками, например, на проектах концерна "Детскосельский", рассказал dp.ru гендиректор и совладелец агрокомплекса "Домашово" Игорь Васильев. "Объем производства составит 4,5 тыс. т в год. Мы посмотрели на успешный опыт Европы и США и решили заняться нетрадиционным птицеводством", — говорит Игорь Васильев. По его словам, 25% вложений — собственные средства, остальное планируется привлечь за счет займов и участия в госпрограммах.
Уже выкуплены четыре участка по 3,5 га, строится первый корпус. Там разместятся три площадки по откорму, бойня, глубокая переработка мяса.
На сегодня крупнейшим производителем мяса индейки в Ленобласти является компания "Конкорд", которая работает с 2005 года. Она производит в Тосненском районе 1,8 тыс. т мяса индейки в год. Как рассказал совладелец Аслан Тумов, в ближайшие 2 года предприятие тоже нарастит объемы производства до 5,5 тыс. т, вложив 160 млн рублей. "Рынок развивается. По нашим данным, спрос в 2012 году вырос на 10%, а в 2011 году — на 5%", — пояснил Аслан Тумов.

Перспективная птица

На Петербург приходится около 12,5 тыс. т мяса индейки в год, подсчитали в компании "Агриконсалт". Помимо продукции "Конкорда" на полках петербургских магазинов есть индейка из Уфы, Белгородской и Тульской областей. На долю фермерских хозяйств приходится около 10% общего производства индейки.
"Доля импорта — около 30%, но это замороженная продукция и прямой конкуренции продукции местных производителей не составляет", — говорит гендиректор "Агриконсалта" Андрей Голохвастов.
По России, отмечают аналитики ИМИТ, объем производства в 2012 году превысил 100 тыс. т, местная продукция вытесняет импорт. В 2010 году объемы импорта находились на отметке 35 тыс. т, в 2011 году — 26,8 тыс. т, в 2012 году — 19,7 тыс. т.
"В 2012 году было заявлено 15 крупных проектов по производству мяса индейки. Если их реализуют, к 2015 – 2016 годам объем российского производства возрастет на 300 тыс. т", — говорят в ИМИТ.

Нужное мясо

Продукция областных производителей будет востребована на рынке, потому что сейчас ретейлеры вынуждены закупать индейку в других регионах.
В "Призме" спрос на индейку растет на 5 – 7% ежегодно, у Х5 на Северо–Западе и у "О’Кея" продажи мяса индейки за прошлый год выросли более чем на 50%. "При этом замещения потребления других видов мяса нет, скорее речь идет о чередовании покупок", — говорит Юлия Остапчук, руководитель отдела закупок сети "Призма".
Потребности в охлажденном мясе индейки на 100% закрывают российские поставщики. У "Призмы" это "Конкорд" и "Русь" (Ленобласть), у Х5 и "О’Кея" — Щелковский мясокомбинат и компания "Евродон" (ТМ "Индолина", Ростовская область). А вот замороженную индейку торговые сети закупают только у иностранных производителей. "Импортные тушки пользуются спросом накануне Нового года и Рождества", — говорят в сети "О’Кей". Х5 в последние 2 месяца ввела индейку в ассортимент своих магазинов в трех регионах.
В нашем регионе представлена только продукция отечественных производителей. Импортную продукцию магазины Х5 реализуют накануне Нового года, потому что вес местных индеек колеблется от 9 до 27 кг, а на новогоднем столе востребована индейка весом 3 – 4 кг. Производители увеличивают обороты, но рынок пока не насыщен. В ближайшее время откроются несколько птицефабрик, в том числе один из крупнейших производителей птицы — холдинг "Черкизово" — также начнет выращивать индейку. С выходом на рынок дополнительных производителей ситуация с ценой на индейку кардинально изменится, и она станет более доступной широкому кругу потребителей.
Михаил Сусов
директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group