Владельцы кипрских гособлигаций на прошлой неделе вышли на улицы столичной Никосии, раздосадованные заявлением министра финансов Кипра Вэссос Шиарли о том, что местным жителям, которые вложили деньги в банк, придется принять потери как часть условий договора. Помочь острову сегодня может "тройка" международных кредиторов и, конечно, Россия, но если первые не дают деньги из-за большого риска, что страна не сможет их вернуть, то Россия отказывается помогать без Евросоюза.
Кипр может вывести из затруднительной финансовой ситуации помощь "тройки" кредиторов — Мирового валютного фонда (МВФ), Европейской комиссии и Европейского Центробанка. Однако на помощь никто не торопится, пишет The Guardian.
Центробанк опасается, что размер необходимой помощи может оказаться таким большим, что суммарный объем госдолгов окажется нежизнеспособным, если инвесторы банка не согласятся признать потери, а радикальные предложения МВФ уменьшить размер финансирования Никосии могут спровоцировать панику и в других странах, где банки пытаются поддержать народное доверие к себе.
Своими проблемами средиземноморский остров обязан связям с Грецией — из-за нее кипрские банки потеряли более 4 млрд евро, когда президент Кипра Димитрис Христофиас объявил о реструктуризации греческого долга. "Мы принимаем эти потери и не просим подарков от наших партнеров. Мы просим понять нашу чрезмерную солидарность в 2011 году", — заявил Вэссос Шиарли.
Сегодня кипрским банкам необходимо свыше 10,3 млрд евро. Такую оценку дает американская инвестиционная компания Pimco, чье исследование было проведено по заказу "тройки" кредиторов и греко-кипрских чиновников.
По словам никосийского финансового консультанта Economics estimates Фионы Маллен, к 2016 году долги Кипра превысят 140% от ежегодного ВВП. Еврозона больше не позволит держателям кипрских гособлигаций списывать долги, так как это ослабляет банки других государств-членов ЕС. Кроме того, это истощает капитал многих банков Кипра, которые отчаянно нуждаются в рекапитализации.
Больше всего денег на Кипре тратят граждане России и Германии. По словам Маллен, на депозитных счетах россиян в греко-кипрских банках размещены 8-15 млрд евро, в то время как всего на депозитах хранится более 70 млрд евро. Центробанк утверждает, что реальная цифра ниже.
В докладе немецкой службы внешней разведки, который просочился в прессу в прошлом году, сообщалось, что большую часть русских денег на Кипр принесли злостные налоговые уклонисты и те, кто занимается отмыванием денег. Для оппозиционной партии Германии, которая дожидалась повода уйти от европейской политики Ангелы Меркель, такая новость стала подарком.
Лидер социал-демократов Зигмар Габриэль в прошлом месяце заявил, что не может представить себе немецких налогоплательщиков, спасающих кипрские банки, бизнес-модель которых строится на соучастии в налоговом мошенничестве.
Кипрские чиновники признают, что использовали низкие налоги для привлечения бизнеса, но добавляют, что также подписали более 40 соглашений о защите от двойного налогообложения (DTT), а значит, налоговым оазисом страну назвать нельзя. "Налоговым оазисом, по определению, является страна, которая отказывается подписывать DTTs", — заявил один из них.
"Если русские инвестируют даже в России, то зачастую они все равно все организовывают через Кипр. Но утверждение о том, что все деньги из России — грязные, я считают расистским", — добавила Маллен.
Есть несколько способов сократить размер финансовой помощи Кипру. Один из них — излюбленный вариант канцлера Германии Ангелы Меркель — приватизация, с помощью которой Кипр сам может заработать около 2 млрд евро, но президент Христофиас эту идею категорически отвергает.
Впрочем, срок его полномочий уже истекает — 17 февраля на острове пройдут президентские выборы. Возможным преемником Христофиаса называют правоцентристского кандидата Никоса Анэстэзиэдеса, который, в отличие от действующего главы, поддерживает идею передачи собственности в частные руки.
Россия может помочь двумя способами, один из которых — при оказании финансовой помощи присоединиться к странам Евросоюза. Это будет уже не первым случаем, когда в спасении проблемной страны будет участовать помощь страны, не входящей в еврозону: в 2010 году Великобритания внесла около 7 млрд фунтов для спасения Ирландии, которая в итоге получила 77 млрд фунтов помощи.
Однако 18 января первый заместитель премьер-министра России Игорь Шувалов сказал, что Россия не станет помогать Кипру. "Сейчас мы должны быть очень скромными, очень консервативными. Я не хочу обеспечивать Кипр деньгами", — заявил он. Российский министр финансов Антон Силуанов в понедельник, 4 февраля, добавил, что Россия, скорее, смягчит условия уже выданного кредита на 2,5 млрд евро, чем выдаст новый.