Дмитрий Медведев огласил планы правительства на ближайшую пятилетку — до следующих выборов. Dp.ru спросил политологов, каковы шансы премьера удержаться на своем посту в течение этого срока — и нужно ли придавать какое-либо значение многочисленным обещаниям правительства.
В четверг
Дмитрий Медведев выступил на расширенном заседании правительства и в присутствии Владимира Путина огласил свою программу на ближайшую пятилетку. Правительство планирует свою работу до 2018 года, потому что именно тогда пройдут следующие президентские выборы.
Открывавший заседание Путин, с одной стороны, начал с того, что в экономике немало проблем: роста промышленного производства замедляется, приток инвестиций тоже, банковские ставки существенно выше инфляции, не решена демографическая проблема, есть проблема квалифицированных кадров и производительности труда.
С другой стороны, президент уже неоднократно говорил, что работа нынешнего правительства и, прежде всего, премьера, его устраивает. Это дает Медведеву серьезный карт-бланш.
Медведев свое выступление тоже начал с перечисления проблем. Количество трудоспособного населения сокращается, качество госуправления невысокое, инвестиционный климат хромает на обе ноги. Перечисляя проблемы, премьер абсолютно прав, говорят эксперты. Другое дело — как он предлагает эти проблемы решать.
Читайте также:
Дмитрий Медведев: в Москве самая плохая связь
О главной цели правительства премьер говорил совсем недавно на Гайдаровском форуме: экономика должна расти на 5% в год. В прошлом году рост, для сравнения, составил 3,5%. Задача усложняется тем, что правительство хочет и бюджетное правило соблюдать (то есть не тратить лишнего), и социальные расходы, способствующие росту популярности, увеличивать (то есть — тратить).
На выступлении в четверг Медведев перечислил основные направления, по которым следует вести работу. Нужно улучшать деловой климат, снижая административные и инфраструктурные барьеры. Нужна интеграция в мировую экономику. Нужно технологическое обновление. Нужно развивать промышленность и сельское хозяйство, развивать инфраструктуру, социальную сферу и решать жилищные проблемы граждан, "раскрывать потенциал каждого региона" и совершенствовать систему госуправления.
Каждая из этих проблем, судя по словам Медведева, решается как-то сама по себе. Например, чтобы добиться "глобального технологического обновления", нужно довести уровень затрат на исследования и разработки до 2% ВВП. А чтобы усовершенствовать систему госуправления — обеспечить доступ 90% граждан к электронным госуслугам. То есть речь идет о числовых показателях, а не о неких принципиальных переменах.
Российские власти вообще очень трепетно относятся к цифрам. И всякий раз делают акцент на увеличение финансирования, выраженное по возможности в процентах. Так, зарплата научных работников к 2018 году должна достичь 200% от средней по экономике региона, и это, по версии правительства, поможет "глобальному технологическому обновлению". Пенсия к тому же сроку должна составлять не менее двух прожиточных минимумов, и это, по мнению правительства, хороший показатель.
У нынешнего правительства есть серьезные проблемы с видением "ситуации в целом", полагают многие эксперты. Отсюда и такая любовь к цифрам: проценты и показатели должны заместить отсутствующие смыслы.
В своем выступлении Дмитрий Медведев по традиции много обещал. Зарплата научных работников и преподавателей высшей школы вырастет, объем строительства жилья увеличится до 100 миллионов квадратных метров в год, и жилье будет более доступным, 100% детей будут обеспечены местами в детских садах, срок подключения к электрическим сетям для предприятий будет сокращен, Россия будет экспортировать не только нефть и газ, но и высокотехнологичную продукцию — этот рай на земле должен наступить поэтапно в промежуток с 2016 по 2018 годы.
Эти обещания отчасти являются целями, которые правительство перед собой ставит, отчасти — идеальными показателями, достигать которые и не предполагается, отчасти — поводом для пиар-жестов, полагает директор Института современных медиа Кирилл Танаев: "Единственное, чего в них нет, так это экономической обоснованности. Мы все согласны жить в такой стране, которую рисует правительство. Но возможно ли добиться этих целей этими средствами? В этом есть очень большие сомнения".
Есть и еще одна причина того, почему Путин и Медведев регулярно делают оптимистичные заявления о будущем страны. В тот же вечер эти заявления транслируются по телевидению. Которое по-прежнему занимается реализацией проекта "Новости будущего": большая часть информации должна быть не о том, какова ситуация сегодня, а о том, какой хорошей она будет через как-нибудь 5–6 лет.
Скорее всего, у Дмитрия Медведева и в самом деле будут эти пять лет во главе правительства, говорит политолог Алексей Мухин: "В этом нет никаких сомнений. Этот вопрос решает только Путин, и он говорит, что претензий к Медведеву у него нет, кроме того, Медведев обещает исполнить его (Путина) обещания — так зачем его менять?".
Время от времени наблюдатели возвращаются к дискуссии о том, была ли основной причиной назначения Медведева его верность и возможна ли ситуация, когда Путин сочтет, что профессионализм важнее и поменяет премьер-министра. "Такая надежда есть у группы товарищей, — считает Кирилл Танаев. — Но очень сомнительно, что эта надежда оправдается".
Главный технический вопрос — каким образом правительство планирует экономить и снижать инфляцию и в одновременно с этим наращивать социальные расходы. Часть экономистов уверены, что это невозможно. Алексей Мухин полагает, что для этого нужно "сократить коррупционную дельту": "Тогда это возможно. Нынешняя кампания как раз и направлена на то, чтобы попугать вороватое чиновничество и по возможности эту дельту сократить".