Смольный хочет убедить инвесторов платить налоги в Петербурге

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

В Смольном готовят кампанию по налоговой локализации. Для новых инвесторов постановка на налоговый учет в Петербурге может стать обязательным залогом для беспрепятственного развития в Северной столице и гарантией от лишних проблем.

Падение налоговых поступлений побудило городских чиновников искать новые способы наполнения бюджета. Председатель нового комитета по промышленной политике и инновациям (КППиИ) Максим Мейксин будет искать аргументы для того, чтобы убедить иногородние и офшорные компании, ведущие бизнес в Петербурге, вставать на налоговый учет в городе. Уже сейчас ясно, что эти переговоры будут нелегкими.

Регистрация в обмен на льготы

"К сожалению, до сих пор Петербург мало уделял этому внимания. Крупные предприятия могли платить налоги где угодно, от Москвы до Кипра. Например, когда приходили заявители с каким–либо инвестиционным проектом, раньше никто не интересовался, зарегистрированы они в Петербурге или нет", — говорит Максим Мейксин. По его словам, до конца первого полугодия откорректируют законодательство, чтобы от инвесторов можно было требовать постановки на налоговый учет в Петербурге. Например, один из рассматриваемых вариантов — ставить такое условие перед компаниями, которые претендуют на получение льгот, субсидий или на участие в городских программах развития и поддержки предпринимательства.
Общий объем всех действующих в городе программ поддержки бизнеса в этом году превышает 800 млн рублей. Из них на программу развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции выделено 187,6 млн. рублей. На поддержку малого и среднего бизнеса — более более 400 млн рублей. Финансирование программы "Наука, промышленность, инновации" составит 265,8 млн рублей.
"Очень важно, чтобы деньги возвращались в бюджет через налоги", — подчеркивает глава КППиИ. По его словам, недавно город провел переговоры с заводом "ОТИС". Несмотря на то что завод по производству лифтов расположен в Петербурге, головное предприятие зарегистрировано в Москве и основную массу налогов платит в столичный бюджет. Одним из ключевых моментов при обсуждении сотрудничества города с предприятием по поставке лифтов стала постановка на налоговый учет.

Во имя бюджета

Очевидно, что за счет перерегистрации компаний чиновники надеются компенсировать потери от резкого падения налоговых доходов. В прошлом году, после вступлением в силу закона о консолидированных группах налогоплательщиков, крупные сырьевые холдинги стали платить налоги в том регионе, где расположены основные производственные мощности. В итоге доля налоговых поступлений от нефтегазовых компаний в бюджет упала до 1% против 8% в 2011 году, а суммы отчислений сократилась более чем на 24 млрд рублей. Тем не менее планы по сборам от налога на прибыль довольно амбициозны — городской бюджет на 2013 год сверстан с учетом поступлений в размере 94,8 млрд рублей.

Добровольцев нет

Опрос компаний, имеющих головные офисы в Москве либо в офшорных зонах, показал, что переговоры о перерегистрации не будут легкими. Так, например, до сих пор осталась нереализованной инициатива бывшего главы КЭРППиТ Игоря Голикова (сейчас занимает пост вице–губернатора Петербурга) о перерегистрации центров налоговой прибыли автокластера. В октябре 2012 года он заявил о том, что налоговой отдачи от автомобильных производств Петербург практически нет. У всех автопроизводителей, кроме петербургского завода Nissan, центры дистрибуции, которые генерируют основную часть выручки, находятся в Москве. С октября ситуация не изменилась, до сих пор ни один завод не отчитался о перерегистрации своих центров дистрибуции в Петербурге. Комментировать причины в Hyundai, GM и Toyota отказались.
"Чтобы автозаводы перевели дистрибуцию в Петербург, им нужно предлагать какие–то льготы и преференции. Если условия в Москве и в Петербурге одинаковы, какой смысл менять шило на мыло? Если бы это действительно было выгодно, производители уже сделали бы выбор в пользу Петербурга без всякого давления сверху", — считает руководитель проекта "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин.
Компанию "ОТИС" перспективы расширения своего присутствия на крупном рынке (в Петербурге насчитывается из 20 тыс. лифтов, примерно 15 тыс. выработали свой ресурс и требуют замены) тоже не убедили сменить регистрацию. "Компания все равно должна участвовать в тендерах на общих условиях, постановка на налоговый учет в Петербурге победы не гарантирует. К тому же значительная часть тендеров в городе проводится на деньги федерального бюджета", — пояснил директор Петербургского филиала ООО "Отис лифт" Алексей Посвянский.
Еще один аргумент — участие в городских программах господдержки тоже заинтересует не всех. "В городских программах по поддержке бизнеса наша компания не участвует", — констатирует президент холдинга "Продовольственная биржа" Дмитрий Степанов. То, что операционная компания холдинга зарегистрирована на Виргинских островах, на налогах никак не отражается, уверяет он.
По словам Павла Олейника, управляющего директора ОАО "Морской порт СПб" (99% акций принадлежит UCL Port B. V из Нидерландов), за 2012 год в местную казну порт перечислил почти 60 млн рублей имущественного и транспортного налогов, а налог на прибыль составил более 200 млн рублей. Обсуждать влияние офшора на оптимизацию прибыли в компании отказались.
Впрочем, рычагов влияния на несговорчивые компании у чиновников достаточно. Например, у несговорчивых бизнесменов вполне могут возникнуть трудности при согласовании необходимости расширения производства, согласования новых проектов, подключения к мощностям и т. д. Кстати, петербургские идеи по налоговой локализации идут в одном тренде с федеральными инициативами. Президент Владимир Путин в декабре в послании Федеральному собранию поручил правительству создать систему по выводу экономики страны из офшоров. "Нужно добиваться прозрачности офшоров", — заявил глава государства. По предварительным данным ЦБ, чистый отток капитала из России в 2012 году составил $56,8 млрд.