Темпы роста продаж перед Новым годом разочаровали петербургских ретейлеров

Минэкономразвития понизило прогноз по росту оборота российской розницы в 2012 году до 5,7% с прежних 6,1%. Эксперты еще более пессимистичны: их прогноз — 5,6%. И даже предпраздничный ажиотаж ситуацию вряд ли исправит.

Ситуация в Петербурге в целом отражает российскую тенденцию. Лишь на новогоднем столе петербуржцы пока не экономят. Рост продаж в магазинах, проработавших больше года, в декабре 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 18–20%. А вот торговцам непродовольственными товарами приходится придумывать способы, чтобы завлечь покупателей, и идти на беспрецедентные скидки.

Напугали морозы

По ожиданиям Deloitte , россияне в среднем потратят на встречу Нового года 15,5 тыс. рублей, что на 8,6% больше, чем накануне 2011 года. Ситибанк более оптимистичен: по данным его опроса, новогодние расходы одного россиянина превысят 21 тыс. рублей, при этом рост по сравнению с декабрем 2011 года составит не менее 11% (с учетом инфляции). Оценка ВЦИОМ скромнее: в среднем новогодний бюджет россиянина составит 7,5 тыс. рублей, уверены в ведомстве.
Повод для печали в этом году дает непродовольственная розница. Как признаются ретейлеры, в Петербурге настоящая русская зима с сильными морозами напугала покупателей, и они приступили к предновогоднему шопингу позднее, чем в прошлом году. Вчера многие из опрошенных "ДП" ретейлеров отказались дать прогноз по темпам роста декабрьских продаж, ссылаясь на то, что самые главные для торговли — последние три предновогодних дня.
"Минувшие выходные оказались не такими прибыльными, как мы ожидали", — сетует представитель одной из сетей бытовой техники и электроники.
"Ощутимый рост продаж в сети начался только в 20–х числах декабря, до этого было грустно", — говорят в ювелирной сети "585".
Слабая активность покупателей заставила продавцов начать борьбу за клиента и увеличить глубину скидок. Например, в сетях "Л`Этуаль" и "Иль де Ботэ" скидки в последние дни декабря составляют 35–40%.
"Беспрецедентные скидки в парфюмерных сетях привели к тому, что покупатели предпочли парфюмерию и косметику ювелирным украшениям", — признает генеральный директор сети "585" Алексей Феликсов. В результате борьба идет не только между прямыми конкурентами, но и между разными сегментами розницы.
В другой ювелирной сети ощущают конкуренцию с сетями по продаже телефонов и модных гаджетов. "В целом рынок непродовольственных товаров в декабре растет на 18,5% по сравнению к предыдущим месяцем", — отмечают в сети Enter.
"Из–за непогоды было отставание от планов продаж на 2%, но сейчас мы его быстро отыгрываем, альтернатив книге как подарку почти нет", — говорит Денис Котов, генеральный директор сети "Буквоед". По его данным, рост продаж по отношению к прошлому году составит около 15%.

На еде не экономят

Наиболее стабильное положение у продовольственной розницы. Мороз не заставил петербуржцев отказаться от деликатесов. Спрос стимулирует и выход на рынок новых торговых сетей: накануне Нового года приступил к работе московский ретейлер "Азбука вкуса", первый магазин открыла финская сеть K–ruoka, на днях открылся "О’Кей" на Таллинском шоссе.
"Рост предновогодних продаж магазинов "О’Кей" находится на высоком уровне и превышает показатели прошлого года, в том числе в Петербурге", — радуется руководитель по внешним коммуникациям ГК "О’Кей" Артем Глущенко.
"Рост продаж наших супермаркетов в декабре 2012 года по состоянию на сегодняшний день составил около 20% по сравнению с декабрем 2011–го", — отметила заместитель генерального директора по коммерческой деятельности SuperBabylon Лидия Кулешова.
Такой же рост продаж наблюдают и в сети Prisma. По словам президента финской SOK Retail International в России Весы Пуннонен, в компании довольны новогодними продажами, кроме того, в декабре сеть приросла еще на три гипермаркета, которые хорошо стартовали.
В inFOLIO Research Group подсчитали, что с 15 декабря по 15 января потребление шампанского вырастет в 5,4 раза, крепкого алкоголя в высоком и премиальном ценовых сегментах — в 3,2 раза, деликатесов — в 4 раза, а колбас — в 4,7 раза.
Продуктовые сети стараются привлечь покупателей необычными новогодними предложениями. Так, в супермаркете SuperBabylon рассказали, что в этом декабре расширили новогодний ассортимент на 20% по сравнению с прошлым годом за счет эксклюзивных итальянских подарочных наборов и деликатесной гастрономической группы.

Подарки в кредит

Возможно, некоторая скупость петербуржцев накануне праздника связана с тем, что значительную часть товаров они приобретают в кредит, осознавая, что деньги придется отдать с процентами.
"Спрос на потребительское кредитование в декабре вырос на 15%", — приводит данные Тимур Гагкуев, продукт–менеджер управления развития кредитных карт банка "Хоум Кредит".
По данным Ситибанка, в декабре в магазинах одежды до 11% покупок по пластиковым картам составят покупки в кредит, в супермаркетах и продуктовых магазинах — 9%, при оплате авиабилетов и бронировании гостиниц — 6 и 5% соответственно.
Около половины своего новогоднего бюджета россияне потратят на подарки (7,1 тыс. рублей), остальное — на еду и напитки (5,8 тыс. рублей), а также на развлечения (2,6 тыс. рублей), отмечают в Deloitte. Самые желанные подарки — деньги и туристические путевки. В четверку наиболее желанных подарков также вошли смартфоны и планшетные компьютеры.
Сезонный рост трат в супермаркетах и продуктовых магазинах составит 42%, универмагах — 30%, магазинах "все для дома" — 17%, магазинах одежды — 11%, бытовой техники — 66%, подсчитали в Ситибанке.
В сети Media Markt покупки в кредит занимают ту же часть, что и ранее, — примерно 10–11% всех продаж, сообщили в компании. А вот свои путешествия россияне планируют заранее и стараются приобретать билеты в октябре и ноябре, поэтому объем трат на авиабилеты в декабре сократится на 14%.
По общему мнению торговых сетей, петербуржцы менее охотно делают покупки в кредит, чем жители регионов. Сказываются как неуверенность в завтрашнем дне, так и более высокий уровень доходов.
Предновогодний рост продаж начался 26 декабря, хотя обычно стартует в 20–х числах. Вероятно, это связано с аномальными морозами. Наибольший рост показали продажи ювелирных магазинов в торговых центрах, в стрит–ретейле результаты скромнее. Жители Петербурга, как и москвичи, избегают покупать ювелирные украшения в кредит, исключения делаются при покупке эксклюзивных, авторских украшений в высоком ценовом сегменте. Кроме того, петербуржцы реже совершают импульсные покупки. Гаджеты и ювелирные украшения — самые популярные подарки в этом сезоне. Поэтому ювелирным магазинам приходится конкурировать за покупателя с сетями электроники.
Влада Баранова
представитель сети ювелирных магазинов "Адамас"
Продажи растут начиная с осени, также есть прирост выручки и в интернет–магазине. В этом году мы повысили уровень сервиса и увеличили количество акций, в любой выходной в магазине можно увидеть что–то интересное: мастер–классы, викторины, конкурсы. Если покупателю нравится в магазине, он проводит здесь больше времени, больше тратит. Задержки доставки бывают, но мы всегда предупреждаем клиентов в таких случаях, и они относятся с пониманием. Для нас большей проблемой является то, что при плохих погодных условиях автобус от метро до торгового центра, где расположен наш магазин, может ехать час–полтора, и мы здесь, к сожалению, ничего изменить не можем.
Анна Трофимова
представитель Media–Saturn Russia
С каждой неделей декабря продажи возрастают на десятки процентов. Если сравнить прошедшую неделю с первой неделей декабря, то прирост товарной выручки в Петербурге составил более 75%. Декабрь — это особый месяц для розничного ретейла: к примеру, прирост товарной выручки в декабре по сравнению со среднемесячной товарной выручкой в Петербурге будет равен в этом году 94%. В салонах сотовой связи в последние годы хитом продаж являются смартфоны. На их долю приходится 30% продаж (более 65% в выручке). Гигантскими темпами растет выручка от финансовых услуг. Если сравнивать показатели этого декабря и прошлого года, то в Петербурге прирост по денежным переводам составил 51%, по товарным кредитам — 38%, по приему платежей за кредиты — 176%.
Денис Голещихин