Кулик и все–все–все

Автор фото: ИТАР-ТАСС

 В Русском музее открылась выставка "Без барьеров. Российское искусство 1985 – 2000 годов".

При Ельцине порядок был. Бандиты носили малиновые пиджаки. Бабушки у метро торговали сигаретами поштучно. Стремительно проводились денежные реформы: теперь трудно восстановить в памяти, когда были миллионы, когда - тысячи. Россияне открывали в себе доселе затаенные дарования. Школьные учителя шли в телезвезды. Физики-ядерщики - в водители грузовиков. Комсомол тянуло к сырьевым источникам. Шизофрения в масштабах одной шестой части суши для многих открыла возможность жить свободно, кто-то смог построить бизнес, кто-то считает, что тогда был беспредел и хаос.
Искусство горбачевского и ельцинского времени тоже было очень разное. После завершения противостояния официоза и андеграунда, начавшегося в 1970-е, в искусстве смешалось все и вся. В Академии художеств молодежь училась быть творцом прекрасных человеческих образов. В Союзе художников кто-то продолжал рисовать импрессионистические березки, кто–то перестроился с соцреализма на соцарт, кто–то продолжал дело Малевича и Татлина. Тем временем недавний андеграунд вошел в моду. Слава пришла к концептуалистам, соцартистам и неоэкспрессионистам. Появились первые галереи и центры современного искусства. Мир узнал о русском акционизме, бессмысленном и беспощадном.
Собрать из этого калейдоскопа фактов историю искусства 1985 - 2000 годов - задача преждевременная. Эта эпоха была совсем недавно, сейчас можно представить ее в общих чертах. На выставке в корпусе Бенуа нам показывают столько искусства этого времени, сколько удалось собрать кураторам. В этом есть свой плюс. Экспозиция не ограничена творчеством маститых нонконформистов, работы которых как будто бы должны быть представлены на подобной ретроспективе. Ведь это была их эпоха, и на настоящий момент кто, как не Эрик Булатов, Илья Кабаков и Андрей Монастырский, входит в когорту бессмертных. Герои андеграунда, впрочем, не забыты. Выставка открывается залом художников из круга Тимура Новикова, но их работы теряются среди сотен других. Причем в аннотации их не без ехидства представляют задорным молодежным искусством.
На повестке дня переоценка ценностей. Что предлагается взамен прежних? Произведения художников, которых объединяет разве что пристрастие к портвейну "Улыбка", распределили по нескольким тематическим рубрикам. В одну корзину положили все, что про распад СССР. Во вторую - про религиозное возрождение, начавшееся после краха коммунизма.
Есть раздел картин про повседневную жизнь, есть абстракционизм, есть произведения на тему творчества. Все до банального просто. В качестве учебного пособия для школьников материал подан наглядно.