Александр Дрозденко привлечет инвесторов в Ленобласть налоговыми льготами по схеме Валентины Матвиенко

Отказ губернатора Петербурга Георгия Полтавченко от идеологии прежней команды Смольного привел к оттоку инвесторов в Ленобласть, руководители которой активно берут эти наработки на вооружение.

Завтра депутаты парламента Ленобласти рассмотрят новый закон о налоговых льготах инвесторам, который внес губернатор Александр Дрозденко. Предложенная губернатором схема поддержки областных инвесторов фактически списана с методики, которая позволила команде Валентины Матвиенко привлечь в Петербург целый ряд стратегических инвесторов. Сейчас реализация большинства этих инициатив приостановлена по инициативе губернатора Георгия Полтавченко.

Новая метла

В распоряжении "ДП" оказался проект областного закона о налоговых льготах для инвесторов. В законе сохраняется льгота по налогу на прибыль — 13,5 вместо 18% и нулевая ставка налога на имущество, однако вводится минимальная планка для инвестора, претендующего на получение льгот, — 300 млн рублей. Это позволит отсечь небольшие компании от претензий на налоговые льготы.
Для получения льгот необходимо будет инвестировать эти средства в течение 3 лет (ранее срок не был ограничен). Период предоставления льгот тоже прописан в законе и зависит от объема инвестиций (ранее это был срок окупаемости проекта и еще 2 года после).
Депутаты еще не обсуждали документ на комиссиях, но, вероятно, завтра он будет принят сразу в трех чтениях. Хотя ряды парламента неоднородны и там довольно много противников Александра Дрозденко, губернатор сможет заручиться поддержкой большинства.
"Порог в 3 года нужен, чтобы проекты не затягивались на десятилетия. Закон нацелен на поддержку крупных инвесторов", — поясняет вице–губернатор по экономическому развитию Дмитрий Ялов.
Еще одно новшество — отказ от субсидирования инвесторов на производственные нужды. По словам Дмитрия Ялова, эта мера поддержки больше неактуальна и противоречит федеральному закону.
Отмена субсидий позволит бюджету в будущем экономить около 1 млрд рублей в год. Но крупным трейдерам субсидии пока отменять не будут. Например, "Нокиан Шина" только за последние 3 года получил 1,5 млрд рублей субсидий из областного бюджета.

На фоне Смольного

Областные власти сейчас работают по сценарию привлечения инвестиций, который когда–то предлагала предшественница Георгия Полтавченко Валентина Матвиенко.
В период своего губернаторства она создала комитет по инвестициям и стратегическим проектам, а также ввела понятие "стратегический инвестор" для компаний, которые вложили в проект более 3 млрд рублей за 3 года.
При ней льготы по налогу на прибыль предоставлялись транспортным, обрабатывающим и промышленным компаниям, если они инвестировали от 800 млн рублей за 3 года, а также высокотехнологичным предприятиям с объемом инвестиций не менее 50 млн рублей. Кроме того, городские власти активно продвигали идею государственно–частного партнерства.
Стратегическим инвесторам руководители города обеспечивали ручное сопровождение проектов — то есть режим наибольшего благоприятствования. Этот процесс курировал лично вице–губернатор Юрий Молчанов. В итоге инвесторами были заявлены десятки инфраструктурных и девелоперских проектов, среди которых Орловский тоннель, Дворец искусств на Васильевском острове, мост через остров Серный, надземный экспресс и другие.

Мы пойдем другим путем

Георгий Полтавченко в 2012 году изменил закон для стратегических инвесторов: теперь для снижения ставки налога на прибыль нужно вложить за 5 лет не менее 15 млрд рублей. Из–за бюджетного дефицита Смольный приостановил проекты ГЧП, а также инженерную подготовку территорий под жилое строительство. Кроме того, власти настаивают, чтобы девелоперы строили за свой счет социальную инфраструктуру.
На этом фоне Ленобласть выглядит куда выигрышнее. В области девелоперов тоже принуждают строить социальные объекты, однако власти выкупают их у строителей. В итоге свои подразделения на территории области регистрируют городские строители: ЦДС, Setl Group, Отделстрой.
Также в регионе есть закон о трейдерской деятельности, предоставляющий субсидии торговым домам. По информации "ДП", ради льгот крупный производитель кофе и чая "Орими Трейд" готов перенести свой торговый дом в область.

Просто и быстро

Дмитрий Ялов говорит, что новый закон значительно упростит процедуру получения льгот и сделает ее более прозрачной.
В пример в правительстве приводят крупные проекты, которые долгое время ожидали заключения инвестиционного соглашения из–за сложных процедур согласования по действующему закону: Усть–Лужский контейнерный терминал, "Газстрой", "Йотун Пэйнтс". В 2013 году будут действовать сразу два закона — новый и старый, чтобы создать переходный период.
В ЗАО "ФосАгро АГ" отмечают, что принятие закона может положительно сказаться на планах компании в Ленобласти, поскольку сейчас разрабатывается серьезная инвестпрограмма ООО "Метахим", предусматривающая дальнейшее развитие профильных производств и строительство новых мощностей.
"Хорошо, когда есть запланированный бюджет проекта. А если инвесторы сначала покупают землю, затем подготавливают ее, затем проектируют, строят, то этот процесс может занимать более 3 лет. В таком случае под льготы компании не подпадают", — сомневается директор по развитию ООО "Профессиональные Комплексные Решения" Максим Скударь. Генеральный директор компании "Любимый Край" Елена Стрельцова говорит, что закон, скорее всего, будет удобен инвесторам. "Зачастую строительство ведется одним юридически лицом, а оборудование зарегистрировано на другое. Закон позволит объединить вложения, чтобы получить льготы", — говорит она.
"Избранный Ленобластью подход соответствует концепции кластерной политики, когда на территорию региона — например, к машиностроительным заводам — могут привлекаться поставщики следующих уровней, — говорит Мария Чернобровкина, исполнительный директор Американской торговой палаты в России. — Учитывая соседство Петербурга, где есть ряд крупных автопредприятий, этот подход делает область очень привлекательной для таких компаний".
Новый закон, безусловно, уменьшит административную нагрузку на инвесторов и обозначит более объективные параметры применения налоговых льгот. Предыдущий закон предусматривал активную позицию самих инвесторов, которым приходилось доказывать, что им нужна господдержка. Однако сейчас меня смущает ограничение сроков инвестирования 3 годами. А если мы вложим несколько миллиардов не за 3, а за 4 года, то как быть в этом случае? В таком случае, если год выпадет из льготного периода, будет не слишком справедливо.
Игорь Жуков
Финансовый Директор "Мв Евродиск"
Новый закон сокращает пакет документов, необходимых для получения налоговых льгот. Это снижает влияние коррупционного фактора. Кроме того, отсекаются мелкие инвесторы. Работать с большим количеством маленьких компаний очень тяжело, а эффективность преференций для них весьма сомнительна. В ряде регионов такие законы уже действуют, поэтому являются более привлекательными для инвесторов. Комиссия по экономике парламента Ленобласти сочла закон целесообразным и рекомендовала принять его сразу в трех чтениях.
Владимир Рыбальченко
Гендиректор "Кад Ленобласть", Депутат Зс Ленобласти