Владимир Романовский: Эта шикарная работа мне по-прежнему нравится

Автор фото: Грин Евгений
Владимир Романовский директор Института проблем предпринимательства (ИПП)

Председатель совета директоров холдинга "Институт проблем предпринимательства" Владимир Романовский о том, как поменялись клиенты консалтинговых компаний за последние 20 лет, что мешает развитию этого бизнеса в России и почему холдинг отказался от идеи построения региональной сети.

Слово "предпринимательство" в названии компании ассоциируется сегодня скорее с малым бизнесом. Но вы ведь работаете в основном с крупным бизнесом?
- Мы работаем не только с крупными предприятиями, но и с компаниями среднего уровня.
Конечно, мы не сортируем своих клиентов по размеру, но с малым бизнесом мы действительно почти не работаем. Не потому, что не хотим, - просто у них, как правило, нет к нам никаких вопросов. Они быстро принимают решения, быстро получают результат и постепенно растут до уровня, на котором возникает спрос на консалтинг.
А вообще автором названия был не я, а наш клиент Иван Третьяков, акционер группы компаний BABILON. Возможно, оно не идеальное (например, плохо переводится, плохо произносится), но в определенном смысле оно отражает нашу миссию: мы обслуживаем предпринимательскую деятельность.
Какая деятельность сегодня приносит компании основной доход?
- Самые успешные наши направления сегодня - оценка и юридические услуги. Аудит находится в состоянии адаптации к новым правилам игры, серьезно изменившим регулирование этого направления в последние пару лет. Стратегический, управленческий и финансовый консалтинг в нашей компании восстанавливает позиции, мы стремимся достичь результатов как в период бума начала 2000–х годов, связанного с реформами РАО "ЕЭС", "Сибура", "Гознака" и других корпораций.
А с точки зрения отраслей какие компании в основном среди ваших клиентов? Есть какая–то лидирующая отрасль?
- У нас есть самые разноплановые заказчики, в том числе из таких сфер, как медицина, шоу–бизнес, государственные структуры и ретейл. Но основу нашего годового дохода образуют несколько отраслей, в которых у нас особые опыт, знания и позиции, складывавшиеся годами. Например, электроэнергетика, строительство и индустрия высоких технологий.
Иностранные компании обращаются к вам?
- Обращаются, но мы никогда не были компанией, которая очень преуспевает в работе с иностранными фирмами. Они у нас всегда были, с 1992 года, но никогда не составляли заметной доли.
Известно, что наибольших успехов в работе с международным бизнесом добились представительства международных же консалтинговых и юридических компаний. Это вопрос наработанных на Западе стандартов обслуживания, глобального маркетингового взаимодействия и многого другого.
Безусловно, в своем становлении и развитии российские консультанты многим обязаны коллегам из стран Европы и США.
Несмотря на то что в силу сложившихся традиций наша компания в основном работает с российскими предпринимателями, я не жалею о такой "территориальной" специализации. Капитализация знаний, культура международных стандартов работы крайне нужны российскому бизнесу, в общем это и есть наша миссия, наш вклад в его развитие.
Но это вклад на коммерческих условиях?
- Конечно. Прекрасные эксперты работают во многих государственных и частных организациях, но ключевое отличие профессиональных консультантов в том, что они должны быть независимыми, а их услуги - платными. То есть компетентное мнение по экономическим и иным вопросам должно быть источником дохода, и желательно - единственным для настоящего консультанта.
Какова сегодня основная проблема в вашем бизнесе?
- Самая большая проблема для нас - это медленное повышение интереса реального бизнеса к консалтингу. Формулировка "консультант развивается за деньги своего клиента" абсолютно правдива.
В глупостях и неслучайных ошибках, которые подчас небезосновательно приписывают нашей профессии, виноваты как сами юристы и консалтеры, не уважающие свое дело, так и заказчики, которые не всегда понимают, что они заказывают и для чего это им нужно.
Иногда оценщиков, консультантов и юристов выбирают только по критерию экономии бюджета. Например, многие помнят, как несколько лет назад один из комитетов администрации Петербурга под лозунгом экономии бюджета организовывал тендеры, в которых консультанты выигрывали с результатом "минус 5 рублей". Хотел бы я посмотреть, как они отражали эту сделку в своем бухгалтерском учете!
Нам тоже иногда предлагают участвовать в тендере на минимальную цену. Я обычно таких людей спрашиваю, выбирают ли они лично себе таким же образом стоматолога.
Основная часть вашего бизнеса приходится на Москву?
- Примерно половина бизнеса приходится на Москву. Но это не всегда означает, что клиент в Москве: подписание контрактов и основная работа по продвижению - там, а сама работа - в регионах. В том числе и отдаленных, вроде Дальнего Востока.
В начале 2000-х у нас была развитая филиальная сеть по стране: в Хабаровске, Кемерово, Липецке, других городах. У нас были федеральные клиенты, представленные во всех федеральных округах, и мы думали, что было бы правильно иметь там представительства. Это была суровая ошибка, мы с большими трудами и затратами потом эту сеть ликвидировали. При нашем принципе работы (у нас он назывался "деньги из Питера") сотрудники в регионах были готовы писать нам любые отчеты, целые торговые палаты привозить сюда, но только не работать. В результате остался только офис в Москве.
Наверное, это неудивительно: все крупнейшие компании - в Москве.
- В столице, конечно, самое большое количество наших коллег, а также отраслевых ассоциаций, профессиональных форумов и прочих атрибутов активности. Но я хотел бы отметить, что среди наиболее сильных юридических, аудиторских, консультационных компаний много наших земляков из Петербурга. Возможно, причина этих успехов в том, что мы живем и развиваемся в городе, не избалованном финансовыми потоками и сосредоточенностью штаб–квартир крупнейших компаний в 1990-е годы. Свою роль сыграла также известная своими традициями высшая школа. В любом случае мне кажется, что профессиональному петербургскому сообществу есть чем гордиться, есть что беречь и укреплять.
В Петербурге и сейчас, безусловно, значительно более жесткая конкуренция. Те из моих коллег, кто приходит на московский рынок, как правило, бывают приятно удивлены простором для применения своих талантов и энергии. Если эти качества имеются.
Конкуренция растет? Много ли приходит новых компаний?
- Компаний приходит достаточно много. Мы за 20 лет видели, как меняется типаж людей, создающих юридический и консультационный бизнес. Когда–то это была в основном профессура из вузов, отставные профильные чиновники. Потом в нашей сфере стали более заметны люди с предпринимательской жилкой, даже авантюристической.
В какой–то момент стали подрастать люди нового поколения - с современным образованием, хорошим английским и знанием того, как должны продаваться бизнес–услуги. Среди новых консультантов есть феерически талантливые, которые поражают креативностью, волей к победе, харизмой. Их успехи тонизируют, не позволяют расслабляться.
Легко ли сейчас начать консалтинговый бизнес, сколько стоит входной билет?
- Один мой знакомый, парень около 30 лет с отличным образованием, попросил у меня в кредит $50 тыс., чтобы открыть консалтинговый бизнес. Спрашиваю: "На что конкретно нужны деньги?" Он ответил: "Ну, надо снять офис в хорошем месте, нанять персонал, разместить рекламу". Вот дела!
Когда я начинал бизнес, то сидел в своей комнате в папиной коммуналке, брал у него в аренду печатную машинку для подготовки документов, ездил на троллейбусе к своим клиентам - и как–то обошелся без первоначальных инвестиций. Большинство моих коллег именно так и начинали: мы сперва работали, искали себе заказчиков, а когда вырастали, тогда формировалась уже определенная материальная база. А сейчас все идет от освоения денег.
Вход в нашу индустрию и сейчас легкий и не затратный, сложнее достичь успеха.
Еще один важный момент: консалтинг - не высокодоходный вид бизнеса. Миллионов тут не заработаешь. Это снижает накал страстей вокруг индустрии. Но это шикарная работа! Мне она по–прежнему нравится.
Вы занимаетесь сейчас оперативным управлением?
- Я не занимаюсь ни финансами, ни заказами, ни качеством работ. У меня сейчас только три функции в компании.
Первая моя функция - это управление кадрами. Основную работу выполняют профильные службы, но планирование карьер и развитие людей - моя часть работы, и это занимает не меньше трети времени.
Вторая - продвижение компании, не с точки зрения услуг, а как продвижение бренда.
Третья моя функция - стратегическое планирование.
Вы, как собственник бизнеса, не готовы полностью отдать управление в руки профессионального топ–менеджера?
- Я совладелец ИПП, но у меня есть партнер - Наталья Мочуловская, состав акционеров не менялся с 1992 года.
Может быть, когда–нибудь я бы доверил кому–то часть управленческих функций, но не сейчас. Консалтинг - такой вид бизнеса, которым почти невозможно заниматься как второстепенным или быть в нем только акционером. Консалтингом надо жить.
Вы много занимаетесь общественной деятельностью, например состоите в Торгово–промышленной палате Ленобласти. Это тоже ради развития бренда?
- Мы всегда занимались общественной работой. Мы когда–то участвовали в создании Союза юристов–лицензиатов Санкт–Петербурга, когда еще юридическая деятельность была лицензируемой. Мы были в совете Петербургской аудиторской палаты. Всегда активно принимали участие в работе Российского общества оценщиков.
Областная торгово–промышленная палата - одно из крупнейших объединений бизнесменов в нашей стране. С одной стороны, работа в палате помогает быть ближе к целевой группе, а с другой стороны, это еще один способ приносить пользу собственной профессии: мне не все равно, как она будет управляться.
 
 

Биография

Владимир Романовский

> Родился 23 января 1964 г. в Ленинграде. С 18 лет работал на Октябрьской железной дороге, Кировском заводе. В 1986 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова.
> С 1986 по 1989 г. — следователь в органах внутренних дел Ленинграда и области.
> В 1992 г. на базе коллектива юристов, обслуживавших четыре крупных предприятия, создал ИПП и возглавил его.

 
 

 
 

О компании

ИПП

> ИПП оказывает услуги в области права, аудита, оценки, стратегического, управленческого и маркетингового консалтинга.
> Среди клиентов — «РОСНАНО», «ИНТЕР РАО ЕЭС», холдинг «МРСК», «Росатом», «Газпром», «Роснефть».
> С 2004 г. ИПП является членом международной сети независимых аудиторских фирм Kreston International.
> Суммарная выручка холдинга за 2011 год — 753 млн рублей.