В понедельник сразу две авиакомпании прекратили работу в России. "Кубань" Олега Дерипаски сообщила о своем банкротстве, заявив о несправедливых правилах на рынке. Украинский "Аэросвит" накануне своей реструктуризации накопил долги перед российскими аэропортами и тоже прекратил полеты.
Рейсы "Аэросвита" в Россию прекращены в ночь с понедельника на вторник из-за долгов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание. Об этом сообщили в Росавиации.
"Несмотря на неоднократные предупреждения Росавиации о необходимости своевременного и полного погашения задолженности за предоставленное аэронавигационное обслуживание, авиакомпания "АэроСвит" до настоящего времени не сумела выполнить все финансовые обязательства перед провайдером аэронавигационных услуг ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ОРвД)", — сообщили в ведомстве.
"Аэросвит" – крупнейшая авиакомпания Украины, выполняющая больше всего рейсов в Россию. Рейсы совершались из Москвы, Петербурга и Калининграда в Киев, Одессу, Донецк и Днепропетровск. Часть рейсов осуществлялись на условиях code sharing с "Аэрофлотом" (купленный билет действует на два рейса).
Просроченная задолженность только перед российскими авиавластями составляет около $250 тыс. В Росавиации пришли к выводу, что "авиакомпания не предприняла действенных мер для урегулирования сложившейся ситуации": две трети долгов были погашены, но условием продолжения работы было полное их погашение.
В то же время в случае оплаты просроченной задолженности ведомство готово отменить введенные ограничения — в день получения информации о перечислении денежных средств, сообщили также в Росавиации.
"АэроСвит" базируется в киевском аэропорту "Борисполь", обслуживает 80 международных воздушных линий, включая 7 дальнемагистральных. Обеспечивает перевозку пассажиров между городами Украины и пунктами 34 стран. Только в этом году парк авиакомпании пополнился двумя новыми самолетами Boeing 737-800, а всего у авиакомпании заказано 11 самолетов Boeing со сроком поставки 2012-2016 гг. Парк "Аэросвита" сейчас состоит из 28 самолетов Boeing, включая восемь дальнемагистральных Boeing 767, а также Airbus 320, Airbus 321, Embraer 145 и Embraer 190/195.
По официальным данным, крупнейшими акционерами авиакомпании "АэроСвит" являются нидерландская компания Gilward Investments B.V. и Фонд государственного имущества Украины, владеющие, соответственно, около 38% и 22,4% акций авиаперевозчика. Еще трем украинским компаниям принадлежат около 40% акций, в том числе "ГенАвиаИнвест" - 24,99%, Investment Advisors Group - 9,8% и "Бюро" - 4,8%. Фактически авиакомпания принадлежит украинскому олигарху Игорю Коломойскому, совладельцу финансово-промышленной группы "Приват".
Месяц назад в компании сменился гендиреткор Вместо Александра Авдеева этот пост занял Юрий Емельянов. До этого назначения он возглавлял компанию "Аэрохендлинг", обеспечивающую наземное обслуживание пассажиров и воздушных судов по договорам с украинскими и иностранными авиаперевозчиками.
Сообщение о приостановке деятельности "Аэросвита" в России появилось в тот же день, когда авиакомпания "Кубань" сообщила о своем банкротстве и приостановке полетов. В "Кубани" говорят о невозможности в срок заплатить за купленные самолеты, а также сетуют на действующие законы и условия работы на рынке, которые, по мнению компании, направлены на выдавливание небольших его участников.
Компенсировать пассажирам "Аэросвита" потери не будут, поскольку компания – иностранный резидент. "Вся ответственность перед пассажирами, которые приобрели билеты на рейсы "АэроСвит", возлагается на руководство авиакомпании", — сообщили в Росавиации. Как будут решаться вопросы с клиентами, представители авиакомпании не сообщили.
Российские аэропорты (Шереметьево, Внуково и калининградский Храброво) уже сообщили, что прекращают обслуживать рейсы "Аэросвита". Долг авиакомпании перед аэропортом превысил 165 млн рублей, сообщили в "Шереметьево".
"Аэросвит" задолжал не только российским аэропортам, но также и аэропортам Минска и Варшавы. Там его обслуживание тоже прекращено. Были проблемы и в аэропортах самой Украины, но там их пока удается решить.
Эксперты обращают внимание, что долги у "Аэросвита" перед российскими аэропортами, и в том числе Шереметьево, были и раньше. Но никогда аэропорты не ставили компании ультиматумов.
На прошлой неделе Шереметьево предъявило этот ультиматум в открытую, опубликовав пресс-релиз, в котором было сказано, что или долг будет погашен полностью, или полеты будут прекращены. Причина столько жестких мер, по-видимому, в информации о серьезных финансовых проблемах компании и нежелании наращивать долг, который никогда не будет возвращен.
В последние четыре года "Аэросвит" в официальной отчетности сообщает о своей убыточности. В частности, по итогам 2011 года убыток превысил $180 млн. По некоторым данным, компания планирует проведение реструктуризации, увольнение значительной части сотрудников и передачу части бизнеса на аутсорсинг.
Проблемы "Аэросвита", по мнению экспертов, во многом связаны с непрофессионализмом его владельцев. "Игорь Коломойский – украинский олигарх, который зачем-то пошел в авиацию, - рассказывает заместитель директора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. – Авиационный бизнес довольно сложный. Самолеты летали полупустыми, компания работала с убытками и при этом заказывала новые самолеты. Теперь Коломойский, по-видимому, наигрался с этой игрушкой, как Олег Дерипаска наигрался с "Кубанью"".
И "Кубань", и "Аэросвит" со своими клиентами поступили некрасиво, продолжает эксперт: "Когда в прошлом году прекращала работу "Авианова", она предупредила заранее и прекратила продажу билетов. А эти компании продавали их даже тогда, когда стало понятно, что рейсов не будет".
Прекращение выполнения рейсов "Аэросвита" не создаст больших проблем на рынке, полагает Ходоровский: "Объемы перевозок небольшие, а на всех этих направлениях работают и другие компании, причем между ними есть даже явная конкуренция. Проблемы будут лишь внутри самой Украины, а российские компании могут от этого только выиграть – часть пассажиропотока пойдет транзитом через Москву".
Кроме "Аэросвита", из Петербурга в Киев летает также ОАО "Авиакомпания "Россия". "Россия" и "Аэросвит" также сотрудничали по системе code sharing. В службе поддержки пассажиров "России" сообщают, что информации о том, что будет с покупателями билетов на рейсы "Аэросвита", пока нет. У тех, кто купил у "Аэросвита" билеты на самолеты "России", проблем с поездкой не будет, обещают операторы службы поддержки.
Во вторник днем стало известно, что Росавиация вновь открыла воздушное пространство для полетов "Аэросвита". Компания полностью погасила задолженность за аэронавигацию, воздушное пространство открыто, сообщили в Росавиации. Но аэропорты желания возобновить обслуживание рейсов "Аэросвита" не изъявляют.