Правительство рассматривает два спорных запрета — на мясо из США и на временных работников

Автор фото: Вдовин Сергей
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Пятерочка. Магазин "Пятерочка".

В правительстве обсуждают сразу две спорных темы: ограничения на ввоз мяса из США и законопроект о запрете для иностранных рекрутеров на предоставление временных работников. США видит в этих инициативах политический подтекст, российское правительство указывает на экономические причины.

После принятия "акта Магнитского" отношения властей США и России явно испортились. В четверг Сенат утвердил список лиц, которым будет запрещен въезд на территорию Штатов, а их счета и недвижимость будут заморожены. МИД России отреагировало на это яростным сообщением на своем сайте, в котором называл решение американского правительства "спектаклем в театре абсурда".
Глава МИД РФ Сергей Лавров пообещал в качестве равноценного воздаяния "закрыть въезд в Россию американцам, которые действительно виновны в нарушениях прав человека". Опрошенные эксперты также прогнозировали скорые ответные шаги российского правительства. Однако те законопроекты, которые вызвали такой общественный резонанс на выходных, кажутся как минимум странными на фоне действий США.
Первым спорным моментом стало ограничение на ввоз мяса из США. Говядина и свинина из Штатов давно вызывала нарекания Роспотребнадзора и лично главного государственного врача Геннадия Онищенко. В мясе содержалась кормовая добавка рактопамин, которая запрещена на территории России, Евросоюза и Китая, но свободно используется в Америке и Канаде. Однако американские производители предпочли увидеть в запрете политический подтекст.
"Соединенные Штаты крайне обеспокоены предпринятыми Россией действиями, которые кажутся несовместимыми с ее обязательствами как члена ВТО. США призывают Россию приостановить действие этих новых мер и восстановить доступ на рынок для американской говядины и свинины", — говорится в совместном заявлении представителя Штатов на торговых переговорах Рона Кирка и министра сельского хозяйства США Тома Вилсака.
Однако, по словам Геннадия Онищенко, запрет на ввоз "рактопаминового" мяса носит вполне объективные причины – это забота о здоровье россиян. Согласно данным Онищенко, применение рактопамина у животных сопровождается снижением массы тела, нарушением репродуктивной функции, и на человека может оказывать также негативное влияние. На предположения о том, что внезапный запрет может быть своеобразным ответом на "акт Магнитского", он отвечает шутками.
"Остается только сожалеть, что у аналитиков Американской федерации по экспорту мяса не хватило лишь толики фантазии, чтобы причислить к противникам принятого сенатом США "анта Магнитского" 27 стран Евросоюза, Китай и все остальные 167 стран, в которых запрещено применение данного препарата, научное обоснование безопасности которого вызывает огромное сомнение", — иронизирует глава Роспотребнадзора.
Участники рынка также отмечают, что попытки привязать запрет к политике – безосновательны. По словам президента Мясного союза России Мушега Мамикояна, Россия в рамках соглашения ВТО имеет право на применение тех технических стандартов, которые она считает необходимыми.
"Если у нас не применяются некоторые добавки, то Россия имеет полное право на запрет ввоза такого мяса. Тема рактопамина возникла еще при вступлении России в ВТО, и тогда наши ветеринарные службы информировали иностранных производителей о том, что будут внимательно следить за наличием этой добавки в поставляемом мясе. Экономических последствий для рынка не будет, просто импортировать будут из тех хозяйств, которые не используют этой добавки, а в Канаде, к примеру, таких более 50%", — отмечает эксперт.
По данным Мясного союза России, доля импортного мяса в стране составляет лишь 30-35%. А на продукт Северной Америки и Канады от этой доли приходится лишь треть, т.е. в общей сложности Россия из этих стран ввозит лишь 10% продукции. Трудности могут возникнуть лишь в краткосрочной перспективе, пока хозяйства будут переориентировать свое производство.
Вторым политизированным, по мнению США, шагом стал законопроект о запрете для иностранных рекрутеров предоставлять временный персонал. Планируется, что зарубежные агентства больше не смогут обеспечивать российские компании заемным трудом. При обсуждении этого законопроекта абстрагироваться от политических мотивов уже труднее – их не скрывает даже сам инициатор запрета глава комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев.
"Зная, что целый ряд американских компаний, транснациональных компаний с доминирующим участием американского капитала активно использует схему заемного труда во всем мире, и понимая, что принятие решения о запрете заемного труда в одной из стран "двадцатки" вызовет цепную реакцию профсоюзных решений развитых стран за принятие аналогичных решений, я глубоко убежден, что своим решением Сенат США облегчил прохождение закона о запрете заемного труда в Госдуме и Совете Федерации", — заявил депутат-единоросс на круглом столе в пятницу.
Участники рынка труда разделились во мнениях относительно нужности запрета, а вот его политическая мотивация их совсем не взволновала.
"Какая разница, кто будет заниматься предоставлением временного персонала – иностранцы или российские компании? Вопрос в любом случае должен быть законодательно урегулирован, правила для временных работников должны быть такими же, как и для постоянных – пенсии и социальные гарантии, достойная зарплата. Но законопроект еще находится в зачаточном состоянии, его будут долго видоизменять и дополнять", — считает Игорь Малкин, ответственный секретарь Центрального совета Объединения профсоюзов России "СОЦПРОФ".
Согласно другой точке зрения, временный труд в России вообще нужно запретить как явление, и, опять же, не важно, кто будет заниматься предоставлением подобных услуг.
"Речь идет о запрете деятельности на территории РФ таких глобальных игроков, как Kelly Services, Manpower и других. Мы считаем, что заемный труд должен вообще быть запрещен на территории России. Закон с момента первого чтения претерпел значительные изменения, если сначала планировали запретить привлечение временного персонала полностью, то сейчас ограничили отдельные случаи, а остальные будут регулировать. Эти агентства ничего кроме головной боли не создают, работники теряют в правах и зарплате, а работодатель никаких особых выгод не получает", — уверен Борис Кравченко, президент Конфедерации труда России.
Генеральный директор кадровой корпорации Manpower Group по России и СНГ Владимир Лазарев считает, что  нужно обладать большим воображением, чтобы провозгласить связь между актом Магнитского и вопросом аккредитации кадровых агентств. "Закон Магнитского касается деятельности физических лиц, а господин Исаев переводит стрелки на бизнес, причем бизнес, узаконенный в 181 Конвенции МОТ, - говорит руководитель Manpower Group, - Если следовать логике депутата, то сегодня можно запретить кадровые агентства, среди учредителей которых есть иностранные участники, а завтра запретить и другие компании с иностранным капиталом. Мы надеемся, что эта инициатива не будет реализована, поскольку, скорее всего, этот экспромт Исаева, противоречащий принципам участия России во Всемирной торговой организации (ВТО), а стало быть свободного движения товаров и услуг, не отражает позиции партии "Единая Россия".