Эдуард Пичугин: Я хочу, чтобы веяло сказкой

Автор фото: Евгений Асмолов

Новый глава "Ленфильма" Эдуард Пичугин уверен, что сможет сделать легендарную студию рентабельной без ущерба для киноискусства. Он рассказал о круглосуточной работе, договоренностях с голливудскими кинорежиссерами и превращении Петроградской стороны в кинематографическую Мекку.

Эдуард Анатольевич, вы занимали пост председателя совета директоров "Ленфильма" , сейчас — генеральный директор. Как изменилась ваша работа?
— Раньше у меня была роль доктора, была задача провести обследование, установить диагноз и назначить лечение, то есть разработать программу выхода из ситуации, в которой оказался "Ленфильм".
"Ленфильм" — само по себе культовое место. Первый киносеанс здесь состоялся в 1896 году. Многие ценные вещи, экспроприированные в усадьбах и дворцах Российской империи, были переданы в фонды Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, либо в распоряжение руководства страны, либо в качестве реквизита для съемок на "Ленфильме". У нас есть старые живописные полотна XIX века, произведения искусства, висевшие в царских апартаментах, церковная утварь и богослужебные книги. Даже в годы блокады ленинградцы спасли и сохранили на киностудии многое, в то время как убранство загородных дворцов погибло.
Понятно, что вокруг "Ленфильма" были интересы разных групп, желающих организовать здесь какой-то бизнес (очевидно, что земля и любые объекты недвижимости представляют огромную ценность). Сколько советов нам надавали: закрыть, перенести, ликвидировать и так далее. Мы же готовили варианты решений, обсуждали их с чиновниками, многие из которых даже в Петербурге никогда не были. Представляете? Это очень непросто. Одной рукой приходилось удерживать ситуацию на плаву, а другой — что-то создавать. В итоге правительство приняло концепцию развития "Ленфильма". С этого момента обозначилась новая роль студии.
Сейчас определены ремонтно-восстановительные работы, стало понятно, как запустить двигатель и, самое главное, куда двигаться. У штурвала — совершенно новая команда. Это перезапуск, или стартап, но стартап не с нуля, а из глубокого минуса — с пробоинами и течью. Естественным образом получилось, что мне и предложили совершить этот подвиг.
То есть выполнять то, что придумали?
— Совершенно верно. Совет директоров теперь обязан лоббировать интересы студии, решать задачи по возвращению киноколлекции и так далее. А моя задача — ремонтировать здание, трубы и прочее, привлекать сюда новые проекты, участвовать в их проработке, разбираться с долгами, договариваться о поставках оборудования. Это серьезнейшая работа, и 24 часов в сутках конечно же не хватает. Рабочий день заканчивается очень поздно и начинается очень рано. Возьмите, к примеру, переговоры с американскими продюсерами. Разница между Лос-Анджелесом и Петербургом — 11 часов, у них утро, у нас уже поздний вечер.
Интересуются ли киностудией инвесторы?
— Бизнес-план построен таким образом, что привлечение средств в акционерный капитал не планируется. Только развитие через заемные средства. Всяким венчурным фондам, естественно, есть место. У нас есть планы привлечь финансовый ресурс для всех работ: ремонтно-восстановительных, модернизационных, для закрытия долгов. Эта работа практически круглосуточная. Стало проще вести переговоры, после того как министр культуры объявил о решении предоставить киностудии госгарантии под кредит 1,5 млрд рублей.
Чем тут помочь? Либо деньгами, либо идеями. Многое происходит на основе меценатства. Я сам меценат и уже много лет финансирую группу молодых художников, целое направление — "Непокоренные", "Арт-17".
Не планируется приобрести дополнительные площади?
— У нас всего достаточно. Продавать мы ничего не собираемся, несмотря даже на то, что нам надо долги закрывать. На ул. Тамбасова есть 10 га земли, 4 га на Каменноостровском — это уже размеры полноценной студии. Мы намерены эффективно работать с существующими площадями. В 10-м корпусе на Кронверкском пр. есть возможность использовать технический этаж как мансардный, то есть увеличить площади внутри существующего здания.
Антикварная мебель сейчас занимает 5-й павильон киностудии. Мы собираемся после ремонта использовать его для съемок, но для этого надо сперва найти место для раритетной мебели. У нас есть приспособленный под офис домик, который когда-то возводился как временная конструкция. Он обветшал и расположен неудачно. Мы планируем разобрать его и на этом месте сделаем современный склад мебели — не ангар, а качественный, отапливаемый склад.
Есть идея по поводу большого тон-ателье. Это целое здание размером с хороший кинотеатр. В нем записывались оркестры, делались фонограммы для "Мелодии". Сегодня оборудование и компьютерные технологии ушли так далеко вперед, что это ателье можно использовать по-другому. Например, как кинотеатр, оборудовав стадионными сиденьями, которые можно собирать, но при этом не нарушаются звукоизолирующие особенности. Или использовать здание как кинолекторий (там есть проекционная, экран) для работы со студентами, молодыми авторами-дебютантами. Это дополнительные возможности для создания киношколы при "Ленфильме".
При каких условиях вы выйдете на рентабельность?
— Условия просты: оптимизация существующих расходов, эффективный менеджмент, мощная команда. Мы можем не только сдавать в аренду павильоны и съемочную технику, но и развивать новые направления.
Мы создали в этом году свою школу грима. В общем-то, уже заняли достойное место: про нас уже пишет специальная голливудская и английская пресса. Мы проводим семинары для коллег, занимаемся дистрибуцией грима. Театров и студий сейчас много, а специальных магазинов-то и нет никаких! Каждый вынужден индивидуально обеспечивать свой проект.
Мы будем развивать все возможные направления, на которых "Ленфильм" может зарабатывать. Это и мерчандайзинг. Заходишь, например, в студию Warner Bros. или Universal — там работают большие магазины игрушек, футболок, сувениров с образами созданных на экране киногероев, мультипликационных персонажей. У "Ленфильма" очень много своих легендарных образов, я хочу это направление отдельно развить. Это и поддержание бренда, и дополнительный бизнес.
Для многих было неожиданным назначение Федора Бондарчука на пост председателя совета директоров. Как вам с ним работается?
— Вы знаете, это было единственно верное решение. Ведь это большая работа в ущерб другим делам, в ущерб своему личному времени. Так что его еще пришлось долго убеждать согласиться возглавить совет директоров. Снимая проект "Сталинград", Федор 3 месяца безвылазно работал в Петербурге, в павильонах "Ленфильма". Это очень большой проект с новыми технологиями, который показал, что нужно нашей студии, чтобы стать современным кинопроизводством. Федор будет очень полезен для развития "Ленфильма".
Насколько известно, вы ведете переговоры со студиями в США. Есть конкретные проекты?
— В стадии переговоров сейчас два проекта, и мы хотим, чтобы они снимались на "Ленфильме". Я бы лично хотел, чтобы студия участвовала в производстве серьезных исторических картин. Мне самому очень импонирует эпоха Александра II. Это уникальная личность, реформатор, на жизнь которого было семь покушений. Грубо говоря, каждый день его жизни был как в кино.
То есть первый исторический фильм, который выйдет на "Ленфильме", — об Александре II?
— Про Александра II и это время можно снимать много, и наверняка этот проект станет одним из первых. У наших американских коллег на сегодняшний день есть проект "Шостакович. Седьмая симфония" о блокаде Ленинграда. Конечно же он должен сниматься здесь, в Петербурге, на "Ленфильме". Мы можем полностью обеспечить съемки и реквизитом, и всем необходимым.
У американцев есть еще одна идея — фильм о Екатерине II. Воссоздать эту эпоху для "Ленфильма" довольно просто, в чем мы убедили наших американских друзей-коллег, показав фильм 1991 года "Молодая Екатерина", снятый на "Ленфильме", в котором видны ленфильмовские реквизит, костюмы и декорации.
Мы близки к подписанию договоров в одном случае с киностудией в Нью-Йорке, в другом — в Лос-Анджелесе. Это будет крупное событие: Голливуд идет на "Ленфильм".
Мы ведем переговоры и с европейскими студиями. Например, есть российский проект, которым заинтересовался Эмир Кустурица и в котором он даже сыграет главную роль.
А что вы можете предложить иностранным компаниям?
— Во многих странах принято решение давать киностудиям льготы по НДС, а также возвращать его иностранным кинокомпаниям. Например, чешская студия "Баррандов" уже давно стала Меккой для всего киномира. Российские кинематографисты едут туда снимать, потому что там получается дешевле. Объединившись с остальными студиями, мы предложим российскому правительству рассмотреть вопрос налоговых льготдля кинопроизводства. Получится это или нет — в любом случае у Петербурга особое место. Наши американские коллеги говорят: "Если не получится снять в Москве, мы и в Стамбуле, и на "Баррандове" снимем. Другое дело Петербург: здесь в одном городе мы можем снять практически любой уголок Европы". Здесь каждая улица дышит историей.
Кстати, для крупных проектов важна еще и достойная современная инфраструктура.
— Да, приезд иностранной компании — это не только знаковое имиджево-репутационное событие, но и большое вложение средств, которые целая группа тратит в течение нескольких месяцев съемочного периода. Люди пользуются всеми услугами, в том числе и туристическими. Звездам нужны пятизвездочные отели, и на них должна быть определенная цена — необходимы договоренности с гостиницами "Европа", "Астория" и т. д. В Петербурге достаточно пятизвездочных отелей, достойных внимания самых привередливых, искушенных звезд. И для второго состава, для технических специалистов у нас на Петроградской стороне есть достаточно гостиниц по правильным ценам — со скидками и договоренностями. Мы хотим весь квартал на Петроградской реконструировать, создать настоящую киноатмосферу, чтобы даже кафе, которые есть рядом, стали кинематографическими.
Я очень хочу, чтобы петербуржцы и наши гости, проезжая по Каменноостровскому, понимали, что это кинофабрика, что здесь легендарный "Ленфильм", что отсюда начинался кинематограф России. Мы с первого дня изучаем полученные из архивов старые чертежи ограды, которая была вокруг здания. Я хочу, чтобы с порога студии веяло сказкой. Двери главного корпуса "Ленфильма" должны быть открыты, чтобы любой мог зайти в киномузей, студийное кафе, попасть на экскурсию.
Что вам ближе — работа в коммерческих компаниях или на государство?
Я считаю, что нужно либо делать свое дело хорошо, либо за него не браться. Работая над частными коммерческими проектами, я нашел, на мой взгляд, очень интересные маркетинговые решения. Думаю, успех нашей концепции в этом и кроется: мы работаем как на своем частном предприятии, но работаем для государства и народа.