Волна борьбы с коррупцией осложнила взаимодействие петербургского бизнеса с властью

Инициированный федеральной властью разрыв коррупционных связей, дошедший до Петербурга в виде дела о хищении трех млрд рублей из бюджета, не только замедлил рост городской экономики, но и осложнил работу местного бизнеса с властью.

Волна борьбы с коррупцией, кульминацией которой на федеральном уровне стал процесс «Оборонсервиса», докатилась до Петербурга в виде дела о хищении 3 млрд рублей в комитете по энергетике Петербурга. Пока единственным результатом атаки на коррупционеров стало разрушение сложившихся схем работы бизнеса с властью. Схем, к слову, этой же самой властью бизнесу и навязанных.

Выпустить пар

Эпизоды с закупкой некачественных труб, которые стали главной темой самого громкого за последний год коррупционного скандала в Смольном, — это дела 2– и 3–летней давности. Маловероятно, что о происходящем в комитете по энергетике никто не подозревал. Но вопрос, почему в сметах госзаказа год за годом указывалась цена на трубы в 2 раза ниже, чем отпускная на заводе, пока остается без ответа.
Бизнесмены избегают официальных комментариев на эту тему, но неавторизованно руководитель одной из компаний, имеющих солидный опыт работы с горзаказом, заявил dp.ru: «Если бы не было мутной воды, чиновникам пришлось бы сидеть на зарплате в 25 тыс. рублей и исполнять закон. А они же у нас фантазеры с аппетитами. Вот и придумывают коррупционные схемы, а потом просто спускают правила игры бизнесу. Хочешь играть — принимай. Так живет вся страна, от Калининграда до Камчатки. Все в одной упряжке. Не нравится работать так — с откатами, взятками, лживыми сметами — сиди без работы. Третьего не дано».
«Мне один строительный чиновник после посещения Китая с претензией в голосе начал рассказывать, что там метр жилья стоит в 2 раза дешевле. Я ему напомнил, что в Китае за коррупцию расстреливают, и он тут же осекся», — добавляет другой бизнесмен.

Разрыв старых связей

У политологов насчет того, почему до проверки комитета по энергетике Смольного дошло именно сейчас, есть сугубо политическая версия.
«Интересно, что петербургских чиновников и бизнес разрабатывали московские следователи. Полагаю, что это следствие разборок между Матвиенко и Полтавченко. Он обиделся, что она не дала ему назначить своего руководителя «Единой России» в городе, поэтому инициировал эту чистку», — считает, например, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
По другой версии, разрыв старых связей бизнеса и власти в Петербурге был одной из задач, которая была поставлена Георгию Полтавченко при его назначении губернатором города, и градоначальник последовательно ее выполняет. За год с небольшим работы в Смольном губернатор почти полностью избавился от представителей бизнес–элиты в правительстве города.
На смену опытным менеджерам, для которых зарплата чиновника Смольного отнюдь не была главным мотивом работы в администрации города, пришли генералы спецслужб.
Отчасти из–за ослабления административного ресурса, которым активно пользовались лидеры петербургского рынка, отчасти от нехватки делового опыта у новых руководителей инвестиционный процесс в городе замедлился. Осторожнее стали и сами чиновники, что вылилось в самые низкие за последние 5 лет темпы освоения городского бюджета.

Чисто политические мотивы

«Власть хочет выпустить пар, потому что коррупция достала всех», — считает Валерий Хомяков.
«Крупные коррупционные скандалы, обыски и аресты смогут испугать только отдельных заказчиков», — сомневается в эффективности избранной властями антикоррупционной политики председатель Союза поставщиков госзаказа Петербурга Максим Шишкин. На одного такого испугавшегося приходится сотня заказчиков, которые, видя лазейки в законе о госзакупках, пользуются ими, считает эксперт.
«Борьба с коррупцией сверху — это чушь. У нас такая кривая политическая конструкция, при которой укравший большую власть дает право своим лояльным товарищам воровать ресурсы на местах», — согласен с ним один из собеседников dp.ru.
«С каждым годом чиновники придумывают все более изощренные способы кражи государственных денег. Громкие скандалы создают видимость перемен, но важно, чтобы эти перемены были системными. Чтобы экономика города стала прозрачной, необходим жесткий надзор за работой чиновников», — считает исполнительный директор Общественного антикоррупционного комитета Дмитрий Пакка.
На пике антикоррупционной кампании губернатор ввел в структуру своей администрации контрольное управление. Вчера стало известно, что оно будет проверять исполнение губернаторских поручений и возглавит его генерал–майор полиции Сергей Бабанов. Бизнесмены уже делают ставки на предмет того, в какой отрасли последуют новые аресты. «Все мы помним вопросы губернатора к ремонту крыш Петербурга, которые задавались пару месяцев назад, вполне вероятно, что следующим эпизодом антикоррупционных разбирательств станут крыши», — сообщил один осведомленных источников.

Низы не хотят

Пока государственные деятели изобретают все новые и новые способы искоренения коррупции, в сознании самих бизнесменов наметились серьезные перемены. В крупных сырьевых холдингах, система закупок которых до определенной степени копирует государственную модель, ломается накатанная схема, построенная на откатах.
Как рассказали в одной из компаний, поставляющих осветительное оборудование для крупных промышленных объектов, в последнее время прикормленные поставщиками менеджеры по закупкам отказываются принимать традиционные суммы взяток, объясняя, что теперь тендеры будут проходить по–честному из–за пристального внимания к ним корпоративной службы безопасности. Такой процесс очищения от коррупционных схем начался примерно год назад и пока наблюдается в основном в Москве, уточняет собеседник dp.ru.
Собственники смекнули, что «кормление» подчиненных дорого обходится их бизнесу. Можно предположить, что по мере разрушения связей бизнеса с властью административный ресурс тоже будет дорожать, поскольку и бизнесмены, и чиновники будут закладывать в его стоимость возрастающие риски. При оптимистичном развитии событий бизнес откажется от использования коррупционных схем по причине экономической нецелесообразности. При пессимистичном — на смену старым коррупционерам придут новые.
Глубже копать трудно
Чиновникам следует активнее создавать рабочие группы с представителями бизнеса при комитетах правительства, а также прислушиваться к мнению общественных организаций. В первую очередь к тем, кто за годы работы уже не раз доказал свою эффективность. C другой стороны, бизнес тоже должен занять более активную позицию и предлагать решения, выгодные обеим сторонам. Нужна обратная связь с администрацией для модернизации законодательства. У бизнеса должна быть возможность долгосрочного планирования деятельности. Понятные, прописанные законы являются необходимым условием для этого.
Александр Васильев
управляющий директор ГК «КрашМаш»
Я слышал разговоры о том, что в Петербурге кладут бэушные трубы, еще 2 года назад. В городе о той ситуации, которая произошла, давно знали. Беда не в том, что в Петербурге проводится мало проверок того, как расходуются бюджетные деньги. Беда в другом — без согласований на самом высоком уровне у нас трудно глубоко копнуть и проверить органы исполнительной власти. Я считаю, чтобы дать ход этому делу, возбудить уголовное дело, провести обыски в комитете по энергетике и последующие аресты, требовалось политическое решение.
Константин Сухенко
председатель бюджетно–финансового комитета Законодательного собрания Петербурга