Российские банки тратят на благотворительность почти 7 млрд рублей в год

Автор фото: Trend\Елена Яковлева
Россия Санкт-Петербург. Деньги. Бумажные деньги. Валюта.Доллар. Евро. Рубли.

Полсотни крупнейших российских банков потратили на благотворительность в 2011 году почти 7 млрд рублей. Эта сумма составляет в среднем 1,17% от общей годовой прибыли банков. Вслед за Сбербанком России и ВТБ лидерами благотворительности среди российских банков стали "Уралсиб", Газпромбанк и Альфа-Банк.

В 2011 году 47 банков России суммарно потратили на благотворительность 6,8 млрд рублей. При этом их суммарная прибыль составила более 581 млрд рублей, и средний процент затрат на благотворительность составил 1,17%. Однако, разброс по этому показателю среди банков огромен — от 0% до 27%.
Такие данные получены на основании открытых источников, включая отчетность банков ЦБ, интернет-сайты компаний и интервью. Исследование провел благотворительный фонд Charities Aid Foundation Russia. Были изучены количественные показатели, особенности благотворительной политики банков, форматы программ, подходы к выбору партнеров и оценке эффективности благотворительности, а также их отношение к репутационному эффекту и возможностям мобилизации персонала (PR, GR и HR эффекты).
По абсолютным величинам благотворительных трат лидируют: Сбербанк России — 1,8 млрд рублей, ВТБ — 1,5 млрд рублей и "Уралсиб" — 1 млрд рублей. Далее следуют потратившие менее миллиарда: Газпромбанк — 681,7 тыс. рублей и Альфа-Банк — 462 тыс. рублей.
Если же выстраивать банки по процентному соотношению благотворительных затрат и прибыли, то рейтинг будет выглядеть иначе. Первые строчки заняли банки, потратившие на благотворительность более 20% от прибыли: "Уралсиб" — 26,94% и Ханты-Мансийский банк — 23,58%, к ним близок Московский Индустриальный Банк — 18,49%. Достаточно высокие процентные показатели у "Ак Барса" — 7,08%,  ВТБ — 7,08%, "Зенита" — 5,28%. За ними следует большая группа банков с показателем в районе 1,5-0,5% от прибыли. Замыкает рейтинг по этому показателю группа банков, которые тратят на благотворительность менее 0,05%: "Открытие" — 0,04%, Русфинанс Банк — 0,04%, ИНГ Банк — 0,02%, КИТ Финанс Инвестиционный Банк — 0,01%, Абсолют Банк — 0,01%, Банк Кредит Европа — 0,00%. Сбербанк России потратил на добрые дела 0,57% от своей прибыли, Газпромбанк — 1,74%.
В 2012 г. банковские расходы на благотворительность выросли. За три квартала 2012г. исследованные банки уже потратили 5,86 млрд руб. Это на 21,3% больше, чем за тот же период 2011 года.
Больше всего благотворительной помощи получают дети. Среди других популярных направлений оказались здравоохранение, образование, культура, помощь незащищенным группам населения, а также забота о природе и помощь пострадавшим от катастроф.
Банки активно используют свои бизнес-возможности для целей благотворительности. Создаются специальные сервисы и продукты, которые позволяют клиентам участвовать в благотворительности. Эти технологии включают сбор средств в пользу какой-либо благотворительной организации (перевод без комиссии в отделении банка или через банкомат); создание специальных вкладов (из суммы процентов, выплаченных по депозиту, ежемесячно перечисляется определенный процент в какой-либо благотворительный фонд), использование для пожертвований благотворительным организациям Интернет-банкинга, направление в благотворительные организации части комиссии от платежей; ко-брендинговые проекты — благотворительные карты, при использовании которых банк осуществляет собственные отчисления в благотворительные фонды.