О преимуществах применения видеоаналитики в качестве маркетинговых инструментов для торговых организаций рассказывает Михаил Могилевский, генеральный директор ООО «Диджия РУС» (Digia RUS).
Перед каждой торговой компанией стоит вопрос изучения особенностей передвижения покупателей по магазину и получения информации о том, где, почему и как они приобретают товары.
Ниже приведена лишь часть из возникающих вопросов:
• Когда в магазине больше покупателей: вечером в понедельник или днем в пятницу?
• Какие отделы или зоны магазина особо привлекают покупателей?
• Есть ли в магазине «горячие» зоны, притягивающие покупателей?
• Сколько людей, входящих в магазин, совершают покупки?
• Как покупатели перемещаются между стеллажами с товарами и отделами?
• Как планировка торговых залов влияет на заинтересованность покупателей?
• Какие рекламные и маркетинговые акции привлекают покупателей в магазин?
• Как наиболее эффективно распределить персонал между магазинами и отделами?
• Когда в магазине больше покупателей: вечером в понедельник или днем в пятницу?
• Какие отделы или зоны магазина особо привлекают покупателей?
• Есть ли в магазине «горячие» зоны, притягивающие покупателей?
• Сколько людей, входящих в магазин, совершают покупки?
• Как покупатели перемещаются между стеллажами с товарами и отделами?
• Как планировка торговых залов влияет на заинтересованность покупателей?
• Какие рекламные и маркетинговые акции привлекают покупателей в магазин?
• Как наиболее эффективно распределить персонал между магазинами и отделами?
Дать ответы на данные вопросы традиционным способом за счет анализа чековых данных невозможно. Привлечение организаций для проведения маркетинговых исследований не всегда приводит к достоверным ответам. Такие исследования проводятся не регулярно, не гарантируют точности и стоят немалых денег. Средства видеоаналитики позволяют получить точные ответы на данные вопросы в любой момент времени как для отдельного объекта, так и для всей торговой сети без привлечения сторонних специалистов.
Ранее видеоаналитика использовалась в рознице только для безопасности, чтобы повысить качество работы операторов видеонаблюдения, но с развитием технологий и с усилением конкуренции на рынке тренд начинает меняться. Уже сейчас крупнейшие розничные компании используют видеоаналитику для операционных задач, задач маркетинга и мерчендайзинга. Опыт Walmart и Best Buy — тому подтверждение. К основным возможностям видеоаналитики можно отнести подсчет количества посетителей, анализ их поведения и анализ длины очередей.
Подсчет количества посетителей используется как на входе в магазин, так и на входе в конкретные отделы или этажи. Системы умеют отличать посетителей от сотрудников торговой точки на основе цвета формы. По данным счетчиков посетителей можно получить такие коэффициенты конверсии, как: процент задержавшихся у витрины, процент зашедших в магазин, процент дошедших до определенного отдела, стеллажа, а также один из самых важных коэффициентов конверсии — процент посетителей, совершивших покупки. Данные могут использоваться как по отдельному магазину, так и по всей торговой сети с разбивкой по времени. Таким образом, вместо одной «стандартной» конверсии (количество вошедших к чекам) магазин получает несколько разных коэффициентов конверсий, каждый из которых возможно превратить в прозрачные, логичные и измеримые KPI для различных категорий персонала магазина.
Анализ поведения посетителей в торговом зале используется для получения представления о траекториях движения и выделения «горячих-холодных» зон. Траектории движения позволяют выделить наиболее проходимые участки и «мертвые» зоны, а «горячие-холодные» зоны показывают, где и на какое время клиенты останавливались, что вызывало интерес. Благодаря этим данным можно анализировать эффективность оформления торговых залов и витрин, выкладки товаров, оптимизировать и перераспределять персонал в торговом зале. Используя сравнение данных по времени, можно проанализировать эффективность маркетинговых и рекламных вложений. Одним из дополнительных плюсов может быть обоснование стоимости площадей в аренду и обоснование стоимости полки поставщикам.
Анализ длины очередей применяется для повышения качества обслуживания, оптимизации ресурсов кассового узла и увеличение объема продаж. Не секрет, что две цели по повышению качества обслуживания и оптимизации персонала могут противоречить друг другу. Для качественного управления требуется надежный инструмент наблюдения, который на основе текущих данных может предсказать длину очереди через определенный промежуток времени. Администратор может заранее увидеть потребность в дополнительных кассирах, чтобы очередь не превышала заданной длины. Одной камерой можно закрыть до четырех кассовых узлов, что позитивно сказывается на стоимости решения.
Специалисты компании Диджия РУС готовы оказать необходимые консультации и реализовать проекты видеоаналитики для розничных компаний. Для получения дополнительной информации можно обратиться к представителям компании или записаться на регулярные вебинары по соответствующей тематике.