14:3020 ноября 201214:30
51просмотров
14:3020 ноября 2012
Что хорошо малому и среднему бизнесу в Интернете?
Процесс превращения Интернета из площадки для общения по интересам в большой и перспективный рынок начался достаточно давно. Виртуальное пространство лишено недостатков пространства реального — необходимость аренды помещения и создания рабочих мест для сотрудников отсутствует. При этом грамотно построенный и раскрученный интернет-сайт может привлечь для бизнеса на порядок большее количество клиентов, чем десятки рекламных перетяжек и щитов по всему городу. Хотя цена продвижения в сети и стоимость наружной рекламы, мягко говоря, отличается не в пользу «наружки»: один щит 3 на 6 метров в Санкт-Петербурге обойдется минимум в 30 тысяч рублей (за месяц), аналогичной суммы может хватить на пару месяцев продвижения в Интернете. По данным Информационно-Аналитического Агентства Марины Рожковой (специализируется на масштабном продвижении в сети брендов мобильных гаджетов), стоимость контакта с аудиторией в российском Интернете уже опустилась до уровня 3-5 рублей, в то время как для подавляющего большинства каналов наружной рекламы она начинается с 15-20 рублей.
Одним из самых дорогих способов рекламироваться в сети можно считать баннерную рекламу. Однако в последние годы баннерная реклама доказала свою полную несостоятельность. По статистике, до 50% кликов (переходов по баннерам) делает социальная группа, составляющая всего 6% пользователей Интернета. Причем это случайные посетители, которые, даже посетив сайт, редко становятся клиентами.
Еще в начале 2011 года большинство специалистов предполагало, что этот год будет «годом SMM-продвижения». Однако как выяснилось, в популярных социальных сетях (Facebook, Twitter, Livejournal, ВКонтакте, Одноклассники) де-факто нереально воздействовать на большую аудиторию — она слишком сильно «размазана», и собирать её очень трудоёмкий процесс. В соцсетях даже у самых популярных пользователей аудитория редко превышает 10 000 читателей. В ЖЖ популярные, цитируемые блогеры есть, однако затраты на продвижение через их блоги также редко когда окупаются в перерасчёте на привлеченных клиентов/заявки.
Покупка трафика может быть полезной для ресурсов, зарабатывающих на размещении рекламных объявлений, однако клиентов для бизнеса таким образом привлечь также невозможно.
Словом, баннеры красивые, SMM пригожий, но как же всё-таки насчёт привлечения настоящего, полезного целевого трафика, который в итоге может конвертироваться в заказы/покупки/заявки/клиентов и пр. осязаемые вещи?
По оценкам специалистов в области интернет-продвижения, самым большим источником целевой аудитории остаются поисковые системы. Только трафик поиска в «Яндексе» ежедневно составляет от 12,6 до 14,7 млн человек. Причем эта аудитория решительно отличается от людей, заинтересовавшихся симпатичным баннером и перешедших на страницу, или водителей, которые случайно видят попавшуюся им на пути наружную рекламу. Пользователи поисковых систем — люди, которые ищут конкретные вещи. Именно их можно с большой вероятностью считать потенциальными клиентами бизнеса.
Контекстная реклама эффективна в ряде случаев (например, при необходимости быстрого привлечения клиентов для сезонного бизнеса) и стоит очень-очень по-разному: от 1 копейки за клик до 90 000 руб. за клик.
Самым бюджетным способом продвижения сайта была и остается поисковая оптимизация — поднятие сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей. По оценкам экспертов, стоимость привлечения одного посетителя составляет приблизительно 10 рублей. Для малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей этот метод продвижения становится практически единственной возможностью «бюджетно» привлечь клиентов.
Спрос на продвижение сайтов в поисковых системах активно удовлетворяется. В России на рынке SEO-оптимизации работает, по разным оценкам, более 1 000 компаний, и до 1 500 тысяч фрилансеров. Сегмент этот постоянно растет, что подтверждает статистика РАЭК: объем рынка поисковой оптимизации в 2011 году составил целых 8,56 млрд рублей. Для сравнения: объем рынка веб-разработок — 9,83 млрд, хостинга — 5,32 млрд.
Относительно новое явление для российского рынка поисковой оптимизации — автоматизированные системы продвижения сайтов. Старейшим и самым популярным (порядка 60% всего рынка) сервисом такого типа остается PromoPult. Он работает с 2008 года, вслед за его созданием стали появляться другие аналогичные системы, которых сейчас в общей сложности порядка 10 действующих. Вся суть — в автоматизации: человек работает с простым интерфейсом, задаёт машине направления, и она двигает сайт: закупает ссылки, снимает ненужные ссылки, дает контекстные объявления, снимает их, даёт рекомендации по контенту на сайте, по перелинковке и тд. Также автоматизирована отчётность — смотреть и видеть, что происходит с сайтом и на что уходят деньги можно в режиме онлайн.
По большому счёту от пользователя не требуется глубоких познаний в SEO, чтобы нормально ориентироваться в системе, однако разобраться с машиной придется просто затем, чтобы понимать ее реальные возможности, пользоваться ими и, насколько это актуально, контролировать. То есть примерно как со смартфоном: можно просто звонить и писать смс, как все, и быть вполне довольным, а можно вникнуть глубже и летать на своём смарте как на космическом корабле.
«Несмотря на всю сложность приемов поисковой оптимизации сайтов, разобраться в ней довольно просто — для этого требуется лишь стремление. Исходя из нашей практики, достаточно всего одного месяца, чтобы начать разбираться в основных вопросах и делать первые успехи в продвижении сайтов. Для этого надо посетить три-четыре семинара, почитать выпуски нашей информационно-обучающей рассылки и начать работать с PromoPult в рамках услуги «Персональный менеджер». Если на этом не останавливаться, то можно добиться немало успехов даже в конкурентных тематиках, и для этого не потребуется огромный бюджет», — говорит Мария Трушкова, руководитель обучающего центра Cybermarketing.
И, судя по тому какое количество людей приходят на семинары, курсы и пр., желающих научиться/разобраться в теме поискового продвижения — порядком: «Семинары CyberMarketing очень популярны, что говорит об актуальности поисковой оптимизации. Практически на всех занятиях аудитории полностью заполнены людьми, стабильно на каждый семинар приходит 150-200 человек. Среди гостей Обучающего Центра CyberMarketing можно встретить специалистов самого разного уровня: от новичков, еще не имеющих опыта и успехов на поприще поисковой оптимизации, до профессионалов, которые пришли пообщаться с экспертами. Многие слушают наши курсы, чтобы попробовать себя в новой профессии, к слову, им это удается. Именно поэтому в программе Cybermarketing есть семинары самых разных уровней, которые подойдут любому — мы работаем абсолютно со всеми», — рассказывает Мария.
Посмотрим, какие необходимы вложения в разные методы развития. Контракты с SEO-агентствами подписываются на сумму от 30 тысяч рублей. Средний уровень ежемесячных трат в автоматизированном сервисе (меряем на примере PromoPult) порядка10-12 тысяч рублей. Это вполне нормальная сумма, чтобы при терпеливом и стабильном подходе наладить поток заявок на сайт за приемлемый срок. При этом, работая самостоятельно, пользователь сам себе хозяин: захотел — продолжил вкладываться, захотел — взял паузу, здесь нет отягощений контрактами и не расторжимыми до подписанного срока договорами.
С точки зрения затрат времени системы также дают фору в работе с фрилансерами и агентствами. Опрошенные нами администраторы сайтов-владельцы небольших бизнесов единодушно отмечали, что на взаимодействие с подрядчиками в области интернет-продвижения у них в среднем уходило от 3-4 полных рабочих дней ежемесячно (или более 1 часа в день). В то время как в среднем на работу с PromoPult может уходить от 10 до 30 минут ежедневно при необходимости что-то проверить или перенастроить.
Указанные преимущества автоматизированных систем обеспечивают рост доли именно таких сервисов в общём объёме услуг по продвижению в Интернете. Ещё год назад на долю систем, подобных PromoPult, приходилось около 3% общих затрат на продвижение в сети, сейчас эта доля оценивается в 7,5%. Прирост идёт в основном за счёт представителей малого бизнеса: начиная с коммерсантов-владельцев сайтов и заканчивая студентам, которые ради дополнительного заработка занимаются раскруткой и продвижением сайтов.
«Свой успех и большое количество клиентов мы объясняем просто: высокими результатами продвижения, а следовательно, и повышением продаж у наших пользователей. Те, кто готов самостоятельно работать с нашей Системой, работают и добиваются успехов — их сайты выходят в ТОП и дают доходы владельцам. Мы же со своей стороны делаем все, чтобы PromoPult был удобнее и эффективнее. Благодаря этой нехитрой формуле мы и смогли добиться таких результатов», — Алексей Штарев, исполнительный директор PromoPult.
Сегодня в PromoPult зарегистрировано и продвигается почти 250 тысяч сайтов, а общий объём услуг сервисов по автоматическому продвижению оценивается экспертами в 400 тыс. сайтов. Подобные системы интересуют не только конечных клиентов и оптимизаторов, но и инвесторов. В июле 2012 года фонд iTech Capital вложил в PromoPult 10 млн долларов. Есть основания полагать, что это не последняя крупная сделка на рынке поисковой оптимизации. Очевидно, что пока существуют поисковики, у подобных сервисов будут хорошие перспективы — тем более что перевод даже малого бизнеса в онлайн, похоже, остается в тренде.
«Ни для кого не секрет, что объемы рынка SEO в нашей стране уверенно и стабильно растут. Также мы наблюдаем хороший рост нашей компании, темпы которого ощутимо выше, чем в сфере поисковой оптимизации в целом. Это позволяет нам с уверенностью сказать, что поток клиентов будет только увеличиваться», — Алексей Штарев, исполнительный директор PromoPult.