Отправленный в отставку министр обороны Анатолий Сердюков был сторонником избавления армии и флота от непрофильных функций. С приходом нового министра Сергея Шойгу сложившаяся система распределения заказов может быть изменена.
Не военное дело
При
Анатолии Сердюкове уборку казарм, приготовление пищи, ремонт техники, строительство и другие работы, напрямую не связанные с обороной страны, стали передавать на аутсорсинг гражданским организациям. Крупные заказы получили многие петербургские компании, не относящиеся к военно–промышленному комплексу.
У нового министра может оказаться свое мнение насчет распределения заказов, и крупного заказчика могут лишиться не только поставщики продукции гражданского назначения, но и некоторые изготовители военной техники.
Первыми перемены ощутили организации, выполняющие научно–исследовательские работы (НИР). "Сейчас встали все заказы по НИР на 2013 год, которые не были подписаны при Сердюкове", — говорит заместитель генерального директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
В главной роли
При Анатолии Сердюкове
Минобороны начало заключать договоры с поставщиками на конкурсной основе — через Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств "Рособоронпоставка".
Доля посредника в размещении гособоронзаказа минимальна, большую часть контрактов предприятия заключают напрямую с Минобороны. При этом критерии отбора поставщика известны и понятны только участникам сделки. Нередко определяющую роль в выборе поставщика играл президент или глава правительства РФ.
Так, в 2010 году
Владимир Путин подписал указ о том, что единственным поставщиком новой военной формы для военнослужащих, участвующих в парадах, и для выпускников высших военных образовательных учреждений станет петербургское ЗАО "БТК групп" Таймураза Боллоева. Возможные перемены в своем бизнесе, связанные с назначением нового министра, Таймураз Боллоев комментировать не стал.
Сервисное обслуживание
Значительную часть средств военные распределяют между собственными коммерческими структурами, объединенными в холдинг — ОАО "Оборонсервис" (образовано в 1995 году), вокруг которого сейчас множатся дела о финансовых махинациях.
В "Оборонсервис" входит более 300 предприятий по всей стране, 40 из них расположены в Петербурге и Ленобласти, в основном это заводы по ремонту военной техники, а также предприятия, снабжающие военных электричеством, теплом и строящие военные объекты.
Входящий в "Рособоронсервис" 31–й Государственный проектный институт спецстроительства, разрабатывающий проекты объектов воздушно–космической обороны, упоминается в одном из дел в связи с тем, что 30% акций института по сниженной цене были проданы строительному холдингу "Титан–2" бывшего сенатора от Ленобласти, а ныне главы "Спецстроя России" Григория Нагинского. Покупателем выступило ОАО "Сосновоборэлектромонтаж", входящее в "Титан–2".
Хуже не будет
Практически все опрошенные dp.ru промышленники полагают, что в связи с приходом нового министра принципиально ничего не изменится и хуже точно не станет, а станет только лучше. Основная претензия представителей местных предприятий ВПК к экс–министру — изменение схемы заключения и финансирования государственного оборонного заказа.
В Петербурге около 300 оборонных предприятий. Подавляющее большинство из них теперь выполняют оборонзаказ по субконтракту, то есть получают средства от головного исполнителя. При этом на оплату услуг субподрядчиков денег часто не хватает.
Такова, например, ситуация с госконтрактом на разработку проекта модернизации атомных подводных лодок проекта 885 "Ясень". В конце 2011 года Минобороны заключило с петербургским ОАО "СПМБМ Малахит" (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) контракт, существенно снизив цену. В итоге "Малахит" долгое время не мог заключить контракты со своими субподрядчиками. На текущий момент, по словам главы ОСК Андрея Дьячкова, все разногласия решены и контракты заключены. В этом году ситуация с оборонзаказом заметно улучшилась по сравнению с прошлым, отмечают промышленники, с большинством предприятий контракты заключены, и даже авансы перечислены.