Оппозиция попытается сделать "В контакте" "своим "Первым каналом"

Автор фото: Свистунова Валентина

Оппозиция обратила внимание на "В контакте" и попытается сделать крупнейшую социальную сеть страны "своим "Первым каналом". Интернет-влияние и реальное политическое влияние связаны очень косвенно, нужно думать не о средствах коммуникации, а о содержании, отмечают политологи.

Один из лидеров протестного движения, Алексей Навальный, решил изменить свою пиар-стратегию и больше внимания уделять "В контакте". Об этом он пишет в своем посте в этой социальной сети.
"Это первый в жизни пост, который я пишу во "В контакте" сам. Я слегка офигел, когда увидел, что тут 108 тысяч подписчиков. Мне кажется, "Вк" должен хорошо подходить для тыкания в жуликов острой палкой. "Вк" – это наш "Первый канал", – пишет Навальный.
Политик тут же предлагает использовать "В контакте" как площадку для раскручивания одной истории: "Мы тут сделали специальный сайт, чтобы пообижать обнаглевших астраханских чиновников, покупающих мерседесы по 6 миллионов. Пол-Астрахани же наверняка сидит во "В контакте". Помогите, пожалуйста, сообщить им о нашей акции. Я пока не очень понимаю, как это здесь может технически происходить, но, наверное, нужны всякие тематические астраханские группы. Ну и просто друзья/знакомые из Астрахани".
Ранее Алексей Навальный – наиболее "электронный" из российских оппозиционеров – по традиции использовал в качестве основного средства коммуникации "Живой журнал", который играл эту роль в Рунете несколько лет назад, а также "Твиттер".
Использование самой популярной социальной сети, в которой зарегистрированы едва ли не все интернет-пользователи России, – естественный ход для оппозиции; сделать его раньше, видимо, помешали занятость и интенсивность политической жизни.
Европейские и американские оппозиционеры тоже активно используют все существующие социальные сети, но только потому, что это ускоряет и упрощает контакт с согражданами.
В случае же с российской оппозицией (по крайней мере с ее несистемной частью) социальные сети и другие сервисы используются как альтернатива общенациональным СМИ, свободного доступа к которым у них нет. В этом смысле "В контакте" и в самом деле становится аналогом "Первого канала".
Оппозиция осваивает новые территории, происходит расширение оппозиционного бизнеса и сфер влияний, говорит политолог Алексей Мухин: "Прежние средства коммуникации, такие как "Жж" и "Твиттер", они будут продолжать использовать столь же интенсивно".
Следующий шаг на пути освоения новых коммуникаций – глянцевые журналы, полагает эксперт: "Это как обложка Esquire с Навальным. Глянец по сути своей оппозиционен. Это его аудитория. Тем более что есть некоторая мода на оппозиционность".
Не стоит путать интернет-поддержку с реальным влиянием, говорит директор Института современных медиа Кирилл Танаев: "Навальный призывал прийти агитировать за Чирикову. Пришли 50 человек. У Навального больше подписчиков, чем людей, голосовавших за координационный совет оппозиции. Влияние в Интернете и реальное политическое влияние связаны очень косвенно".
Вопрос не в том, какие новые средства коммуникации осваивать, а в том, какую повестку дня предлагать, добавляет эксперт. Если эта повестка будет казаться гражданам интересной и важной, то можно обойтись и теми средствами коммуникации, которые уже есть.