Политологам и Путину было скучно друг с другом

Автор фото: итар-тасс

Владимир Путин встретился с политологами Валдайского клуба, рассказал им о своем высоком рейтинге, проблемах оппозиции, виновности Pussy Riot, а также о том, почему Россия не вступит в Евросоюз, и почему он ничего не говорит тем, кто ходит на Болотную площадь.

Владимиру Путину и политологам Валдайского клуба было скучно друг с другом на очередной ежегодной встрече, рассказали ее участники журналистам. "У меня сложилось впечатление, что и ему скучно, и нам скучно", — цитируют российские СМИ Николая Злобина.
Политологи, что довольно логично, хотели поговорить с президентом России о политике, однако, по словам одного из участников встречи, им порекомендовали поменьше говорить о политике и побольше — об экономике. То ли Путину надоело отвечать на неудобные вопросы, то ли он хочет придумать на них какие-то новые ответы.
Но и экономическая дискуссия острой не была. "Путин занимался чтением лекций о проблемах российской экономики. Никто не пошел с Путиным на конфронтацию, никто не вынудил его начать защищаться, он все время сидел в позе лектора и спокойно, расслабленно рассказывал, что он считает нужным", — рассказал Николай Злобин.
Налицо замкнутый круг, полагает сопредседатель партии РПР-Парнас Владимир Рыжков. "Ему скучно. С ним скучно. Народу тошно. Вот и вся формула тошнотворно скучной жизни в путинской России", — говорит он.
До начала лекции валдайские эксперты прочитали Путину доклад о своем видении будущего России. Было представлено четыре возможных сценария развития событий, в зависимости от степени доступности ресурсов и быстроты развития экономических институтов.
Самый оптимистичный сценарий — высокая доступность ресурсов и быстрое развитие институтов. Второй предусматривает высокую доступность и медленное развитие, третий — низкую доступность и быстрое развитие. Четвертый — низкую доступность и медленное развитие. Именно его политологи-пессимисты считают наиболее вероятным.
Чем ответил Путин на этот доклад, неизвестно. Зато известно, что мысль о возможной интеграции России в Евросоюз он отверг. Вхождение РФ в ЕС "нереально ни по территории, ни по укладу экономики", считает президент России. Назвал он и другие причины: "27 стран, 27 языков — такая бюрократия, что сдохнуть можно, пока дослушаешь до конца. Сил нет там сидеть".
Внешнеполитический курс России по-прежнему будет лежать на постсоветское пространство и Китай, предупредил президент России.
Что же до ЕС, то "нужно искать пути сближения и использовать синергию от сложения усилий России и европейских партнеров", сказал Путин. Например, объединять технологические возможности ЕС с возможностями России — высокообразованным населением, научными достижениями, людскими и минеральными ресурсами. Пока этот процесс, считает Путин, идет очень медленно.
Но до политики разговор все же дошел. Как это часто бывает, спрашивали про третий срок, Болотную площадь и Pussy Riot.
Историю Pussy Riot Путин, судя по его ответу, рассматривает как кощунство и удар по моральным ценностям общества, рассказал журналистам политолог Александр Рар. Также он посоветовал европейским и американским защитникам Pussy Riot быть объективнее и помнить, например, о том, что автор фильма "Невинность мусульман" тоже сидит в тюрьме. По-видимому, обе эти акции в равной степени Путин считает разжиганием розни.
Что же до своего очередного срока, то президент России рассказал валдайским экспертам, что его рейтинг (а также рейтинг "Единой России") объективно высокий. А у оппозиции — объективно низкий. Вот и весь ответ.
Политологи спросили, почему Путин не ведет переговоры с представителями среднего класса на Болотной площади. Потому что "я работаю с теми людьми, которые что-то сделали, которые своими руками что-то создали", ответил президент России. Что же до лидеров протестного движения, то их Путин, по впечатлению валдайских экспертов, считает не политиками, а политиканами.
"Оппозиция должна сначала доказать, что она что-то может сделать", — цитирует политолог Рар президента Путина. Оппозиционеры только разводят руками: как, интересно, можно что-то доказать, если выборы не вполне прозрачные, телевидение не вполне честное, а митинги не вполне разрешены?
Чтобы понравиться президенту, оппозиция не должна быть политиканской, должна уже что-то сделать и должна пользоваться высокой популярностью по версии ЦИК РФ. Другими словами, она должна быть самим Владимиром Путиным.