Оборот интернет-торговли фермерскими продуктами в Петербурге достиг 100 млн рублей в год

Автор фото: Грин Евгений

Покупатели уже знают, что такое фермерская продукция, но конкуренция среди интернет-магазинов этой сферы пока не высока, и туда потянулись даже традиционные сельхозрынки.

Рынок интернет-магазинов по продаже фермерских продуктов в Петербурге достигает десятка игроков, их оборот оценивается примерно в 100 млн рублей в год. Но, по оценке экспертов, в ближайшие несколько лет он увеличится минимум в 2 раза как по численности компаний, так и по их совокупной выручке. В результате около 750 небольших фермерских хозяйств Петербурга и Ленобласти получат новый инструмент для сбыта продукции.
Сейчас на продажи через Интернет приходится не более 5% общего объема производимой российскими фермерами продукции, подсчитал представитель Ассоциации крестьянских кооперативов России Игорь Черный. В основном фермеры сбывают молоко, мясо и овощи через перекупщиков, которые объезжают хозяйства на фурах и затем продают продукты на рынках в крупных городах, либо самостоятельно - в ближайших населенных пунктах.
Но для производителей онлайн-продажи открывают новые перспективы, считает совладелец интернет-ресурса "ЛавкаЛавка" Борис Акимов. По его словам, некоторые фермерские хозяйства теперь реализуют до 100% производимой продукции как раз через интернет-магазины, то есть это оказывается для них выгоднее всех ранее использовавшихся каналов продаж. "Например, по молоку для фермера разница в цене между продажей через интернет-ресурс и сдачей на молочный завод может достигать 5 раз и 2 раз - в сравнении с продажей на небольших рынках в Ленобласти. Дело в позиционировании продукта: покупатель в большом городе понимает, что платит за особый товар", - рассуждает Борис Акимов.
Первые интернет-магазины по продаже фермерских продуктов появились в 2009 году, бум открытий начался в 2010 году, сообщил Борис Акимов. Для открытия такого предприятия в Петербурге необходимы инвестиции в среднем около 1 млн рублей, новые проекты появляются каждые несколько месяцев. Теперь онлайн-продажи запускают также магазины, торгующие фермерскими продуктами, о появлении такого ресурса заявил новый сетевой игрок - магазин фермерских продуктов "Гирлянда".
Выйти в новую нишу также стремятся сельско­хозяйственные рынки. "Мы выделим интернет-продажи в отдельное направление, сайт начнет работу ближе к весне, - рассказывает исполнительный директор центра фермерской торговли "Озерки" Павел Краев. - Считаем, что сейчас самое подходящее для этого время: покупатель уже знает наши­ продукты, а конкуренция на рынке фермерских интернет-магазинов пока не высока".
Комфортные условия для входа на рынок новых игроков сохранятся еще несколько лет, прогнозирует совладелица магазина SpbFerma Елена Лукьяненко. Пока, по приблизительным подсчетам экспертов, тратить деньги на фермер­скую продукцию, которая на 60-80% дороже той, что можно купить в гипермаркетах, готово не более 10 тыс. петербуржцев.
По мнению вице-президента Союза фермеров Ленобласти и СПб Михаила Шконды, тормозом для развития интернет-продаж становится недобросовестность некоторых игроков. "Прецеденты есть: под видом фермерской иногда продается продукция крупных производителей", - рассказывает Михаил Шконда.