Александр Пермяков (25 лет), учредитель клуба путешественников "Русские экспедиции", приходит на встречу с велосипедом и рюкзаком: через 3 часа он едет в Норвегию. Предприниматель постоянно в разъездах: недавно он летал изучать национальные парки в Африку, а до этого был в гостях у папуасов в Новой Гвинее.
Молодой предприниматель подчеркивает, что организовывает не туры, а экспедиции — настоящие путешествия, где нет места пляжному отдыху. Александр не только составляет и продает маршруты, но и лично возглавляет каждую экспедицию.
В год "Русские экспедиции" проводят от шести до 10 путешествий. Помимо Петербурга клуб работает также в Москве, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Тюмени, Барнауле и Киеве.
Все началось с первой поездки на Алтай с родителями, когда будущему бизнесмену было только 8 лет. Потом Александр создал сайт по путешествиям в этом регионе, и в итоге увлечение переросло в настоящий бизнес по международным поездкам.
На фото: Александр Пермяков - руководитель клуба путешественников в рамках Русских Экспедиций
Стоимость туров составляет от 1,8 тыс. евро, самая дорогая поездка — маршрут Пекин — Дели обходится в 3,2 тыс. евро на человека, без учета перелета. Экспедиции продаются через сайт, а также благодаря сарафанному радио и личным связям предпринимателя. Годовой оборот составляет около $1 млн.
Как рассказывает Александр, реклама в соцсетях, как показала практика, очень дорога, а эффективность низкая, в итоге база постоянных контактов растет быстро, человек легко запоминает бренд, однако трафик реальных покупателей довольно низкий.
Целевая аудитория проекта — русскоязычные любители приключений в возрасте от 25 до 55 лет. Довольно много девушек, но чаще всего среди клиентов попадаются молодые бизнесмены.
По словам Александра Пермякова, в таком бизнесе много подводных камней: все зависит от сезонности, бюджета поездки, подачи материала и грандиозности маршрута. Так, в прошлом году Александр еле–еле набрал четыре человека в экспедицию на Алтай — обычно довольно популярное направление. В итоге он ушел в сильный минус: за 80 тыс. рублей нужно было организовать транспорт, питание, аренду лошадей для перевозки грузов, работу местных проводников и страховку. Но только "заброска" на Алтай и "выброска" с него стоит 30 тыс., поэтому суммарный бюджет экспедиции в итоге составил 250 тыс. рублей. Поездка все равно состоялась, но компания потерпела убытки.
В то же время экспедицией в Африку стоимостью 3,3 тыс. евро заинтересовались восемь человек. В итоге бюджет был в районе 30 тыс. евро, включал рафтинг по Замбези, посещение национальных парков и путешествие на 3 недели. "Это была потрясающая программа: мы чесали за ухом гепарда и разгуливали рядом со львами! Я сам ничего круче этого маршрута не видел", — вспоминает Александр. Он отмечает, что чем дороже маршрут, тем выше классом он получается и меньше на нем экономят организаторы — покупатели это чувствуют и ценят.
Путешествия для россиян внутри страны очень популярны, этим занимаются компании из регионов. Поездки для российских туристов в другие страны делают зачастую эмигранты: они начинают с того, что организуют интересные маршруты для своих друзей в страны, куда переехали.
"Рынок разделяется на пляжный отдых и путешествия, которые, в свою очередь, делятся на бюджетные и не очень, — рассказывает Александр. — Рынок недешевого туризма не насыщен совершенно, но на нем нужно уметь работать. Топовые маршруты стоят очень дорого, однако их сложно создавать, они должны быть действительно эксклюзивными".
Чтобы открыть такой бизнес, нужны время, опыт путешествий, фантазия и личные связи. "Это очень тяжелая работа, 60% времени уходит на подбор разных предложений, транспорта, партнеров, вариантов и сплошные документы, — отмечает Александр. — К России в визовом плане многие страны относятся как к Узбекистану. Чтобы получить, например, визу в Новую Зеландию, необходимо подать огромное количество документов, нужно быть большим энтузиастом, чтобы все это пройти".
С зимы "Русские экспедиции" открывают новое направление — нетривиальные маршруты по России для иностранцев, например Москва — Владивосток или Алтай — Тува — Красноярский край. Сейчас в планах Александра — зимняя экспедиция в Якутию, во время которой можно будет пожить с оленеводами.
По мнению экспертов, рынок подобных туров на сегодняшний день в России не сформирован. "По сути дела, экспедиции, а не туры предлагают считанные единицы из числа турфирм. Можно сказать, что ниша практически свободна, — говорит Татьяна Гаврилова, директор СЗРО Российского союза туриндустрии. — Общим местом в туристической отрасли становится переход туристов из разряда "организованных" в ряды "индивидуальных", то есть тех, которым уже не нужны туркомпании, чтобы бронировать перелеты и отели. В рамках формата, предлагаемого "Русскими экспедициями" и немногочисленными компаниями–конкурентами, потребность в фирме–организаторе для заказчика–туриста очевидна".
Между тем, по ее мнению, основной трудностью при ведении бизнеса в таком проекте становится необходимость постоянного ручного управления — на сегодняшний день технологии организации поездок подобного рода в России не существует.