Экономический эффект от развития континентального шельфа составит около 8 трлн рублей, в том числе прямые доходы — более 1 трлн рублей, ожидают в правительстве. Деньги на выполнение недавних социальных обязательств по повышению зарплат и пенсий по традиции будут найдены в недрах Родины.
Правительство ожидает экономического эффекта от реализации программы развития континентального шельфа до 2030 года в размере около 8 трлн рублей. Такое заявление в четверг на заседании правительства сделал премьер–министр Дмитрий Медведев. Правительство рассматривает программу разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа РФ до 2030 года.
Социально–экономический эффект должен составить более 1 трлн рублей, сказал также премьер.
По словам Медведева, добыча нефти за счет развития континентального шельфа к 2030 году вырастет в 5 раз — до 66,2 млн тонн. Добыча газа должна вырасти почти в 6 раз, до 230 млрд 3.
Глава Министерства природных ресурсов Сергей Донской считает, что дополнительные доходы от разработки шельфа могут составить 2 трлн рублей.
Читайте также:
Нефть вернулась к росту
Все эти цифры очень приблизительны, отмечает аналитик ИК "Тройка Диалог" Валерий Нестеров. Шельф еще почти не разведан, нефть и газ там могут оказаться совсем в других пропорциях и количествах. К тому же сложно всерьез планировать доходы в условиях рыночной экономики.
Достичь повышения экономической эффективности освоения шельфа правительство предполагает за счет введения нового налогово–таможенного режима освоения месторождений. Инвесторы получат гарантированные доходы от работы на шельфе, и им будут обеспечены стабильные условия работы, говорят в правительстве.
Есть два основных сценария работы на шельфе. По первому разрабатывать его будут госкомпании
"Роснефть" и "Газпром". По второму, будет скорректирован налоговый режим и будут привлечены частные инвесторы. Двух компаний для эффективного освоения шельфа недостаточно, говорят в Минприроды.
"Роснефть" и "Газпром". По второму, будет скорректирован налоговый режим и будут привлечены частные инвесторы. Двух компаний для эффективного освоения шельфа недостаточно, говорят в Минприроды.
Сейчас работать на континентальном шельфе могут только компании с долей государственного участия более 50% и с опытом работы на шельфе не менее 5 лет, то есть только "Газпром" и "Роснефть". О возможном расширении доступа к шельфу чиновники пока говорят осторожно и обтекаемо. Его сторонниками являются ФАС, Минприроды и МЭРТ.
Эксперты сомневаются, что правительство решится допустить частных игроков на шельф. От прогнозов аналитики, впрочем, воздерживаются. "Я могу только сказать, что по логике допускать частных инвесторов туда надо. И если уж "Роснефть" участвует в совместных проектах с крупными западными компаниями, то надо и увеличить присутствие российских частных инвесторов", — говорит Валерий Нестеров.
Текущая неделя поражает количеством новостей про триллионные расходы и доходы. Сначала Владимир Путин пообещал выделить на корабли и вооружение ВМФ 4,4 трлн рублей. Потом эксперты подсчитали, что выполнение предвыборных обещаний того же чиновника (увеличение пенсий, зарплат бюджетникам и госслужащим и некоторые другие расходы) обойдется чуть более чем в 1 трлн рублей.
Все социальные обязательства будут выполняться, уверены экономисты. Если что-то и пойдет под бюджетный нож, то это не индексация пенсий или зарплат, а расходы на развитие, говорит начальник аналитического отдела ИК БФА Денис Демин. Судя по обсуждению темы шельфа, государство планирует и дальше получать триллионы от продажи нефти и газа и тратить их (преимущественно) на выплату зарплат и пенсий.
Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг напомнил чиновникам, что уповать только на нефть и газ не стоит. Россия должна готовиться к энергетической революции, в результате которой потребность в нефти и газе может заметно снизиться, сказал он. Каждые 50–70 лет в мире происходит энергетическая революция, и неизвестно, где через соответствующий период времени мы окажемся с нашими углеводородами, будем ли мы кому–то интересны, заявил Медведев.
Но пока такого рода заявления остаются заявлениями, говорят аналитики. Пока спрос на нефть и газ высок, вкладывать серьезные деньги в развитие альтернативной энергетики государство не спешит.