Суд над Pussy Riot идет вторые сутки с перерывами на сон

Автор фото: итар-тасс

Во вторник в Хамовническом суде Москвы продолжался процесс Pussy Riot. Обсуждали душевные страдания и феминизм, а пообедать подсудимым дали только через 10 часов после завтрака.

  Во вторник в Хамовническом суде Москвы продолжилось рассмотрение дела Pussy Riot. Суд продолжил допрос потерпевших.
  В феврале 2012 года три девушки спели в храме Христа Спасителя песню "Богородица, Путина прогони". Акция вызвала огромный резонанс, спустя некоторое время участницы группы были арестованы.  
  К изумлению наблюдателей, им предъявили обвинение по уголовной статье о хулиганстве, по которому им грозит до 7 лет лишения свободы. Три женщины находятся в тюрьме уже около 4 месяцев, прокуратура дважды ходатайствовала о продлении срока предварительного заключения, и суд шел прокуратуре навстречу.
  В понедельник участницы Pussy Riot признали, что исполнение песни в храме было "этической ошибкой", но намерения оскорбить кого бы то ни было у группы, по их словам, не было. Таким образом, Pussy Riot подписались под словами многих известных наблюдателей (в числе которых Андрей Кураев, Марат Гельман, Алексей Навальный, Юрий Шевчук), что поступок группы был некрасивым, но реакция на него оказалась неадекватно жесткой.
  У многих православных суд над Pussy Riot вызывает ничуть не меньшее изумление, чем у агностиков и атеистов. Мало кто поддерживает саму акцию группы. Но реакцию государства и определенной части курии РПЦ, в которой смешалось политическое давление и ультраортодоксальность, не поддерживает почти никто.
  Утром во вторник многие журналисты и наблюдатели попасть на заседание не смогли. В отличие от понедельника, оно прошло в очень маленьком помещении. Таким образом суд продолжил линию дистанцирования процесса от общества — вчера по той же причине была ограничена фото– и видеосъемка.
  Все дело в том, что процесс имеет резонанс, сказал прокурор. Так и есть, но вывод из этого должен быть прямо обратным, возражают наблюдатели. "Суд по Pussy Riot должен проходить не в клетушке метр на метр. Желание спрятать процесс от общественности — публичное признание в отсутствии правосудия в этом деле", — пишет, в частности, Олег Козырев.
  Во вторник обвиняемые общались с потерпевшими и извинялись за причиненные моральные страдания. Реакция была разной. В частности, алтарник храма Василий Цыганюк пояснил, что слышал извинения подсудимых и принимает их, хотя и считает неискренними.
  Многие заявления вызывали у наблюдателей недоумение, переходящее в изумление. "Прокурор читает показания алтарника: "Расцветка платьев доказывает, что к православию женщины были настроены
враждебно", — рассказывает автор блога "Группа Война". "Российский суд, XXI век. Судья: Крестились ли они так, как крестятся все граждане?" — пишет Георгий Албуров.
  В понедельник заседание продолжалось около 11 часов. В подобном же стиле оно продолжилось и во вторник. Подсудимые и их адвокаты жаловались на усталость. Но отпустить их на обед судья согласилась только около 3 часов дня, хотя завтракали обвиняемые в 5 утра.
  Похоже, что решение по делу Pussy Riot пока не принято, полагают наблюдатели. Отсюда и продолжительность судебного рассмотрения. Резонансность дела вовсе не обязательно станет аргументом в пользу обвиняемых — судя по судебной практике, скорее наоборот. Никто не сомневается, что дело имеет политический подтекст, а отношение обвинителей к обвиняемым — своеобразная форма назидательности.
  Судья отказалась брать отвод, а также то и дело мешала подсудимым и их адвокатам задавать вопросы потерпевшим. "Волкова: "Скажите, то, что девушки сидят 5 месяцев в тюрьме, а две из них молодые мамы, вам не наносит душевные травмы?" Судья: "Снят вопрос!" — рассказывает автор блога "Группа Война". "Самуцевич: "Вы знаете, кто такие феминистки?" Судья Сырова: "Вопрос снят", – пишет Тихон Дзядко.
  Происходящее в Хамовническом суде — позор и для правоохранительной, и для судебной системы, не говоря уже о том, как все это скажется на отношении к Православной церкви, считают комментаторы (вне зависимости от своего отношения к акции группы). "Власть сама уже не рада своему собственному позору с Пусирайот, но "пацан сказал — пацан сделал" по–прежнему главный принцип "правоохранительных" органов", — пишет Ксения Собчак. "Посмотришь на всю эту хрень и хочешь не хочешь, а поверишь, что Бога нет", — печально комментирует Максим Виторган.
Видео: ПИК