Минтранс делит международные маршруты

Автор фото: Вышинский Денис
Пассажиры уезжают в Финнляндию от гостиницы "Октябрьская"

Минтранс РФ поменял правила игры на рынке международных пассажирских перевозок. В результате перевозчики не могут открывать новые маршруты. Эксперты «ДП» полагают, что чиновники задумали масштабный передел рынка.

  С апреля 2012 года международные перевозчики не могут согласовать в Федеральном агентстве автомобильного транспорта (структура Минтранса) ни одного нового маршрута. Всему виной приказ Минтранса от 26 апреля, который утвердил новый регламент их получения. Теперь невозможно получит ни одного маршрута без предъявления действующего договора с автовокзалом. Но автовокзалы всегда заключают договора только при наличии согласованного с министерством паспорта маршрута.
  "На практике, в руки автовокзалов теперь передана разрешительная функция, что исключает условия добросовестной конкуренции на рынке перевозок. За счет этих полномочий у автовокзалов появляется возможность отдавать преференции одним перевозчикам и создавать помехи для работы других», - уверен Артем Манукян, генеральный директор ООО «Амрон» (работает под брендом Ecolines). Компания обслуживает более 10 международный маршрутов, соединяющих Петербург и Москву с Украиной, Белоруссией, Латвией, Литвой, Польшей и Эстонией. Традиционно автобусы  Ecolines отправляются в Санкт-Петербурге с Обводного канала.  Этим летом компания планировала согласовать маршрут Петербург-Минск, но получила отказ из-за отсутствия договора с автовокзалом на его обслуживание.  
  С подобной проблемой столкнулось и ОАО «Совавто-Петербург». В сентябре перевозчик может потерять свои маршруты из Петербурга в Турку и Хельсинки, накоторых компания работает с 1991 года. Минтранс отказался продлять разрешение «Совавто» из-за отсутствия договора с автовокзалом. «Мы работаем, в основном, с туристами, и наш маршрут начинается от гостиниц «Пулковская» и «Европа». У нас просто нет необходимости заезжать на Обводный канал. Когда этот автовокзал только открывался, мы заключили с ними договор на продажу билетов, но за прошедшее время, ни одного билета на наши маршруты там не было продано. При этом в наших автобусах почти всегда нет свободных мест», - рассказал Вячеслав Лазарян, генеральный директор ОАО «Совавто-Петербург». В Минтрансе в конце прошлой неделе не смогли прокомментировать эту ситуацию.
  Работа от автовокзалов безопаснее для пассажиров. Однако в Петербурге работает лишь два крупных вокзала – подконтрольный ГУП «Пассажиравтотранс» (ПАТ) вокзал на Обводном канале с филиалом у станции метро «Парнас» и подконтрольный ОАО «Леноблпассажиравтотранс»(ЛОПАТ)вокзал «Северный» у метро «Девяткино». Еще в 2009 году тогда действующий председатель петербургского Комитета по транспортно-транзитной политике, а сейчас заместитель министра по транспорту Николай Асаул разработал программу строительства восьми новых автовокзалов в городе стоимостью $100-150 млн. Но проект не был реализован. При этом уже долгое время от гостиницы Октябрьская на пл. Восстаний отправляются в Финляндию серые перевозчики, которые не получают никаких разрешений и работают по схеме заказных перевозок. Городские власти почему-то закрывают на это глаза, а у легальных перевозчиков просто нет шанса переманить к себе пассажиров из центра города на окраины.
  Интересен и тот факт, что у собственников двух крупнейших вокзалов в городе есть свои пассажирские  перевозчики. В этом году ПАТ сделал свой «Автобусный парк №1» самостоятельной компанией, которая будет развивать междугородние перевозки. Сейчас они убыточны для компании, но перед новой структурой стоит задача разработать новую маршрутную сеть и сделать работу на этих маршрутах рентабельной. Как заявили в «Пассажиравтотрансе», «АП №1» не планирует в ближайшее время выходит на международные маршруты: автобусы парка марки «Волжанин» 2007-2009 гг. выпуска не конкурентно способны на этом рынке. Однако раньше компания активно работала на этом рынке. По данным Минтранса РФ, до сих пор у компании есть разрешения на работу на пяти международных маршрутах в Белоруссию и Финляндию. Разрешения на них были получены в период с 2008 г. до 2011 г., а срок действия варьируется от 2013 г. До 2021 г. К примеру, разрешение на работу на маршруте Петербург-Куопино (Финляндия) было получено в 2000 году и действительно до 2021 года.
  ЛОПАТ, на балансе которого находится автовокзал «Северный», был приватизирован в 2011 году: 49,9% акций компании приобрел предприниматель Роман Маслов, представляющий интересы группы инвесторов, а контрольный пакет акций остался в руках правительства Ленобласти.  Сейчас компания занимается только областными и междугородними перевозками, но автобусный парк ЛОПАТ, который состоит из новых туристических автобусов марки китайской марки JAC. При этом перевозчику уже приходилось использовать автовокзал в качестве козыря в борьбе с конкурентами. В феврале этого года ООО «Питеравто» подало в суд на ЛОПАТ из-за того, что компания задолжала перевозчику 15 млн. рублей, полученных от продажи билетов на рейсы «Питеравто» на автовокзале в Девяткино.
По оценкам участников рынка, ежегодно петербургские международные первозчики обслуживают 200-300 тыс. пассажиров. При этом лишь 12 перевозчиков работают на рынке официально и обслуживают 30 маршрутов, согласованных с Минтрансом. По данным директора ООО «МП АРС» Александра Аристова, стоимость автобуса, приспособленного для международных перевозок (50 мест), начинается от 180-200 тыс. евро.Срок окупаемости этих инвестиций в регионе составляет шесть лет.