Дмитрий Медведев дал интервью британской газете Times. В уже привычной манере он не стал уходить от острых тем, но отвечал на вопросы так, что наблюдатели гадают – то ли он действительно думает, что в стране все так хорошо, то ли так уверен в вечной неизменности действующей власти в России.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал интервью журналистам британской The Times в ходе своего визита в Лондон. В рамках той же поездки Медведев встретился со своим британским коллегой Джеймсом Кэмероном и пообщался с российскими олимпийцами.
Больше всего корреспондентов The Times, как это свойственно британской прессе, интересовали международные проблемы – Сирия, Ливия, отношения России с Англией и с США.
Ответ на вопрос об отношениях с Америкой свелся к проблеме системы ПРО: "американские друзья как старшие партнёры в НАТО навязывают это европейским странам", процитировал Медведев не названных им европейских лидеров. ЕвроПРО будет направлено против России, уверен он, и это "взлом ядерного паритета, который в настоящий момент существует у России и США". От идеи совместной ПРО американцы отказались, так что новая гонка вооружений двух стран вполне реальна, сказал Медведев.
Но нельзя сказать, чтобы это расстраивало всех в России. Бюджетные расходы на армию в очередной раз выросли. Милитаристские расходы в России в 2013 году превысят расходы на развитие в четыре раза. А это – хорошие и слабо контролируемые контракты и госзаказы. Есть мнение, что гонка вооружений именно этим и продиктована.
Несколько вопросов журналисты Times задали и о внутренней российской политике. Не обошлось без темы коррупции. Медведев в свойственном ему тоне признал, что успехов в борьбе с коррупцией нет. Необходимо копать глубже, считает премьер-министр. По другому мнению – необходимо менять борцов с коррупцией, в том числе и главу правительства.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Церемония начала строительства газопровода «Северный поток». На снимке: Алексей Миллер, председатель правления Газпром, Дмитрий Медведев, президент РФ и Герхард Шредер, председатель комитета акционеров компании Nord Stream AG.
Медведев призвал не нагнетать ситуацию. По его мнению, коррупция в России была всегда, бороться с ней на законодательном уровне начали совсем недавно, демократия в России молодая, и копать надо глубже. Ответ на этот вопрос представляется чрезвычайно показательным. Представитель власти не спорит с тем, что работает возглавляемая им система плохо. Но вопрос о том, чтобы уйти, даже не ставится – система, конечно, должна развиваться, но только с тем же самым руководством.
Поэтому Медведев, по его собственным словам, не исключает, что будет баллотироваться в президенты в 2018 году – "если это будет интересно нашим людям". Для "наших людей" сам факт выдвижения кандидата властью делает его интересным. Правда, процент таких "наших людей" как будто сокращается, но он все еще довольно высок. Если что и можно сказать точно, так это то, что в рейтинге Медведева нет никакой его собственной заслуги – только заслуга института власти.
Корреспонденты Times в продолжение темы молодой демократии задали Медведеву вопрос о законодательном творчестве тандема Кремль – Госдума летом 2012 года. (Тут и закон об ужесточении наказаний за нарушения на выборах, и псевдодемократический закон о выборах губернаторов с двумя фильтрами, и уголовное наказание за клевету, и закон о грантополучателях-иностранных агентах, и еще много всего другого).
Медведев, разумеется, не считает, что Россия свернула с пути демократических реформ. Больше всего он упирал на то, что законы, аналогичные только что принятым в России, есть во многих западных странах. Умолчал премьер только об одной детали: во многих западных странах эти законы применяются ко всем, и только в России они приняты как специальная запасная дубинка для борьбы с оппозицией.
Таков, например, закон о митингах. Провести какое-либо мероприятие без нарушений этого закона невозможно в принципе, говорят депутаты-справедливороссы, голосовавшие против. То есть и "Единая Россия" не может этого сделать. Но никто не предполагает, что "Единая Россия" будет оштрафована – нет. В обычных случаях не будут штрафовать и оппозицию; но и власть и оппозиция будут знать, что такая возможность есть.
Задали Медведеву и вопрос о группе Pussy Riot – конечно, британские журналисты не могли пройти мимо самого громкого российского общественно-политического скандала последнего времени. Премьер-министр РФ подчеркнул, что приговора еще нет, сказал, что в других странах для девушек подобный вокально-инструментальный экзерсис мог закончиться куда более печально - и, разумеется, призвал относиться и к этому делу спокойнее.
Как и ко всем остальным.
Видео: Первый канал.