Лука ди Монтеземоло: гонки до работы

Автор фото: Global Look Press

Объединение европейской бизнес-прессы (EBP), которое насчитывает 48 ведущих деловых газет и журналов в 27 странах Европы, среди которых "Деловой Петербург" и другие издания Bonnier Group, менеджером 2012 года выбрало Луку Ди Монтеземоло, более 20 лет возглавляющего компанию Ferrari.

  Мировая автомобильная промышленность испытывает тяжелые времена, а Ferrari поставила рекорды: в  2011 году рост доходов на 17%, до €2,2 млрд, и чистой прибыли на €0,2 млрд и в I квартале 2012 года - 13%- ный рост оборота и 17%-ный рост прибыли. Как удалось этого добиться?
- У нас одна и та же стратегия с тех пор, как я стал председателем Ferrari в 1991 году: инвестиции в людей, внедрение инноваций, открытие новых рынков. Наш рост за последние два десятилетия - это результат такого подхода: мы сейчас присутствуем на рынках 60 стран, и у нас есть по всему миру сеть из 200 дилеров. США - по-прежнему наш лидирующий рынок, на который приходится 25% продаж. Китай находится на втором месте с примерно 10%.
  Считаете ли вы, что сможете так же расти в оставшуюся часть года, как и в I квартале?
- Наша бизнес-модель ориентирована на сохранение нашей исключительности, поэтому мы не особенно заинтересованы в объемах. В самом деле, мы традиционно всегда продаем меньше, чем рынок может поглотить. Нашей целью является прибыль, чтобы мы могли выплачивать дивиденды акционерам и продолжать инвестировать. В 2011 году чистая прибыль нашего бизнеса превысила € 600 млн, что является признаком большой прочности. В 2012 году результаты будут еще лучше.
  У вас наблюдается значительный рост в США, Германии и Великобритании. Есть ли у вас еще не  реализованные возможности в этих странах?
- Существует много возможностей на зрелых рынках. Можно взять еще Индию, где мы только официально вышли на рынок в прошлом году. Кроме того, мы до сих пор не использовали потенциал Восточной Европы. Там также есть возможности для привлечения новых любителей Ferrari. Теперь у нас есть FF - первый полноприводный Ferrari (the first four-wheel drive Ferrari), которые объединяют спортивность с большой универсальностью. До недавнего времени Ferrari обращался только к людям, которые искали более спортивный характер для автомобиля, возможно, только в выходные дни. Теперь у нас есть новые клиенты, которые наконец обнаружили, что они могут использовать Ferrari, чтобы добраться до работы. При этом качество автомобилей Ferrari может быть оценено на гоночной трассе. California является хорошим примером: это высокая производительность, современные купе GT с двигателем V8. 70% покупателей California никогда не владели Ferrari раньше.
  Италия остается одним из ваших основных рынков. Какое влияние рецессии в стране на ваши результаты?
- Мы экспортируем более 95% нашей продукции, так что Италия не очень влияет на наши результаты. Конечно, мы обеспокоены ситуацией в Италии в целом, и в частности чрезмерным налогообложением. Это имеет особенно большое влияние на рынок подержанных автомобилей, что очень важно для итальянской сети.
Хотя я на 200% за борьбу с уклонением от уплаты налогов, я должен сказать, что они зашли слишком далеко. В частности, в распространении идеи, что владение роскошным автомобилем означает, что человек не платит налоги. Это абсолютно неправильно, потому что рынок роскоши делает большой вклад с точки зрения налоговых поступлений.
  Расскажите о новых моделях.
- Большой новостью в конце года и в начале 2013 года будет приход нового Enzo. Это автомобиль, который войдет в автомобильную историю. Это будет наш первый гибрид, но, конечно, это будет гибридный Ferrari, с нашими собственными решения­ми, которые поступают непосредственно из "Формулы-1". Могу сказать, что в будущем мы будем продолжать делать исключительные транспортные средства, постоянно снижая потребление топлива и выбросы. Если сравнить наш ассортимент транспортных средств в 2008 году, то сегодня мы имеем на 100 лошадиных сил больше, но при этом потребляем на 30% меньше.
  Porsche диверсифицирует бизнес, переходя на внедорожники, в то время как Audi купила Ducati, чтобы  продвигаться в области мотоциклов. Будет ли Ferrari искать что-то новое или сосредоточится на основной  деятельности?
- С точки зрения продуктов мы останемся верны нашей стратегии инноваций и эксклюзивных автомобилей с собственным стилем и высокой производительностью. Мы не заинтересованы во внедорожниках или 4-дверных салонах. Это не наш рынок, и мы не хотим менять нашу бизнес-модель.
Вместо этого мы выборочно увеличиваем использование бренда. У нас есть лицензии с важными партнерами на рынке роскоши, такими как Hublot и Tod, в мире спорта с Puma и в других областях, как банковское дело, в котором у нас есть связи с Santander. В крупнейших городах мира есть 50 магазинов Ferrari, и мы являемся единственной автомобильной маркой на планете со своем тематическим парком в Абу-Даби.
  Раньше часто говорилось о возможности листинга Ferrari на азиатском фондовом рынке, чтобы дать  финансовый  импульс материнской компании Fiat без потери контроля. Это останется только идеей в  обозримом будущем?
- Я могу подтвердить, что на данный момент не существует конкретных планов и схем на этот счет. В любом случае, это вопрос для акционеров FIAT. В конце концов, Ferrari является самофинансируемой компанией и не нуждается в такой схеме.
  И, наконец, как вы думаете, Европейский союз выйдет из текущего тупика? Считаете ли вы, что евро в  качестве единой валюты обречен на провал?
- Реальная проблема в Европе в том, что нет совместной европейской политики. Мы создали валюту прежде, чем мы создали экономическую политику. Я твердо верю в Европу, и я думаю, что страны должны предоставить реальную власть Европейскому союзу, особенно когда дело доходит до экономики и обороны. Мы не можем себе позволить дать сбой и вернуться к нашему национальному партикуляризму.
В глобализованном мире думать только о личных интересах в малом масштабе - это слабость, а не сила. Уважение к истории и культуре каждого государства не является несовместимым с сильной единой Европой, которая играет ведущую роль на мировой арене.