Уже со следующего года владельцев автомобилей с полной массой более 12 т обяжут платить по 3,5 рубля за каждый километр проезда по федеральным трассам.
Введение такого сбора может привести к существенному росту транспортных тарифов. В настоящее время схожая "подать" уплачивается за проезд тяжеловесной техники, нагрузка на ось которой превышает установленные лимиты. Формально налогом она не является, а призвана лишь компенсировать ущерб, наносимый дорожному полотну. Высшие судебные инстанции признали уплату такого сбора законной.
От платы за "перегруз" освобождаются только автобусы, военная техника и автомобили со спецсигналами. Как и существующий сбор для "тяжеловесов", плату за проезд по федеральным трассам планируется пустить на содержание и ремонт этих автобанов.
Чистый дисконтированный доход бюджета от такого "дорожного налога" оценивается Министерством транспорта РФ в 413 млрд рублей в год. Предполагается, что платить его будут как российские, так и зарубежные компании, чьи большегрузы колесят по российским дорогам.
По оценкам Минтранса, расходы типового автотранспортного предприятия на уплату "дорожного налога" не превысят 0,5%. Более того, многие из них смогут, наоборот, сократить издержки за счет сокращения числа ДТП, вызванных неудовлетворительным состоянием дорожного полотна.
Читайте также:
Российских перевозчиков заставят ездить по тахографу
В то же время в транспортном ведомстве не исключают и негативных последствий. Среди них - уход с рынка мелких и средних автоперевозчиков, сокращение международного транзита, а также введение для российских грузоперевозчиков ответных дискриминационных мер в зарубежных странах.
Однако все эти последствия оцениваются как несущественные. "Размер платы в европейских странах уже сейчас составляет в среднем 8,2 рубля за 1 км пройденного пути по автомобильной дороге", - аргументируют свою позицию в Минтрансе.
"Дорожный налог" может привести к росту транспортных тарифов. Так, стоимость доставки 4 т груза из Петербурга в Москву сейчас составляет от 15 тыс. до 20 тыс. рублей. Такой груз уместится в "КамАЗ-4326" (снаряженная масса более 8 т), но его владельцу придется заплатить за проезд почти 2,4 тыс. рублей, то есть до 16% дохода.
"Новые сборы вводятся, а качество автодорог остается неизменным", - констатирует глава местного филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Дацюк. Он предполагает, что новый сбор будет способствовать переходу на грузовики с полной массой до 12 т.
Не вполне понятен бизнесменам и механизм уплаты сбора. Предполагается это делать с использованием ГЛОНАСС, но оплата трафика передачи данных в единый центр Минтранса опять же возлагается на перевозчиков. Все это ставит российские компании в неконкурентные условия с перевозчиками других стран (в том числе Польши и Украины).