"Усть-Луга" метит в тройку портовых лидеров

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Ленинградская область, порт Усть-Луга. Тестовый пуск второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

Морской торговый порт "Усть-Луга" продемонстрировал самый высокий прирост грузооборота среди российских портов и вошел в пятерку крупнейших портов РФ по итогам первого полугодия.

Грузооборот морских портов России в первом полугодии 2012 года составил 271,3 млн тонн, что  на 5,4% больше в сравнении с показателем аналогичного периода 2011 года, подсчитали в Ассоциации морских торговых портов.
Наиболее высокие темпы прироста продемонстрировал Морской торговый порт "Усть-Луга", вдвое увеличив грузооборот по сравнению с прошлогодними показателями до 18,9 млн тонн. В порту пояснили, что такой динамики удалось добиться за счет запуска двух новых терминалов. В конце прошлого года заработал контейнерный терминал Национальной контейнерной компании (НКК), а самое главное в марте этого года запустилась в тестовом режиме нефтебаза "Усть-Луга" – конечная точка Балтийской трубопроводной системы - БТС-2, отмечают в порту.
ОАО "Роснефтьбункер", подконтрольное нефтетрейдеру Gunvor Геннадия Тимченко, собиралось запустить БТС-2 еще в конце 2011 года, но пуск отложили из-за того, что причалы нефтяного терминала начали разрушаться. Это обстоятельство не позволило порту в целом продемонстрировать более высокий грузооборот. Во втором квартале в порту было перегружено всего 3,7 млн тонн нефти. До конца 2012 года планируется прокачать 15 млн тонн., что позволит порту достичь запланированного на конец 2012 года грузооборота в 40 млн тонн.
Также весомый вклад в увеличение грузооборота "Усть-Луги" внес многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2", энергично наращивающий обработку контейнерных грузов.  В сентябре 2011 года, Валерий Израйлит, (контролирует застройщика порта - ОАО "Компания Усть-Луга", а также терминал "ЮГ-2") подписал соглашение с Gulftainer Global Logistics Limited (арабский оператор портовых терминалов) о развитии терминала "Юг-2". Gulftainer занимается привлечением контейнерных грузов.
Лидирует по грузообороту Новороссийский морской торговый порт - 81,6 млн тонн за 6 месяцев 2012 года, что на 6,2% выше уровня годичной давности. Положительную динамику южному порту помогли показать зерновые трейдеры, активно отгружающие пшеницу за границу. Без учета зерновых грузов весь грузооборот порта вырос менее чем на 1% и в основном за счет отгрузки черных металлов. Эксперты отмечают, что по остальным направлениям, крупнейший порт России почти полностью загружен – перевалка контейнеров возросла на 1,7%, нефти – на 4%, нефтепродуктов на 7,3%.
Зато порт Приморск, специализирующийся на перевалке энергоресурсов и занимающий второе место (38,5 млн тонн), увеличил объемы перевалки нефти всего на 1,6% и сократил объемы перевалки нефтепродуктов на 7,5%.
Еще больше на 20% - до 5,351 млн тонн сократились перевалка нефтепродуктов в третьей гавани России - в Большом порту Санкт-Петербурга, за полгода через него прошло 27,7 млн тонн, что на 2,5% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. В Петербурге сокращалась не только первалка нефтепродуктов, но и минеральных удобрений. Однако крупнейший стивидор петербургского порта - ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» оказался не в тренде. В первом полугодии компания обработала по сравнению с прошлым годом на 25% больше грузов - 4,5 млн тонн. Положительная динамика грузопотока обусловлена увеличением пропускной пособности терминалов и расширением грузовой базы."Расширение грузовой базы произошло за счет привлечения дополнительного объема черных и цветных металлов в связи с увеличением пропускной способности терминалов. Кроме того, в январе-июне текущего года увеличились поставки металлолома на традиционные рынки сбыта. Значительно выросла перевалка импортного оборудования, а также тяжеловесных и негабаритных грузов", - сообщили "ДП" в стивидорной компании.
С небольшим отрывом "Усть-Лугу" опережает крупнейший порт Дальнего Востока - "Восточный", его грузооборот с января по июнь возрос на 7,3% до 20,6 млн тонн. Но и здесь, как и в большинстве остальных портов РФ сокращается объем перевалки наливных грузов. Это происходит, прежде всего, за счет сокращения эксполрта нефти. "Не стоит забывать про мировой кризис, многие американские, европейские производители ожидают снижения спроса, поэтому экспорт сырья из России будет сокращаться быстрее, чем импорт готовой продукции", - полагает Андрей Карпов председатель совета директоров ООО "Дорн". При этом, по мнению эксперта, не смотря на общее снижение грузооборота, доля контейнеризированных грузов будет возрастать.