Что изменится с появлением сетей связи четвертого поколения

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Ожидается, что в августе Yota запустит в Петербурге сеть четвертого поколения стандарта LTE. Кроме того, 12 июля обнародуют итоги федеральных конкурсов на розыгрыш частот для LTE. Как изменится рынок связи с появлением новой технологии, разбирался dp.ru.

Четвертое поколение мобильной связи, как и предшествовавшее ему третье, обещает более высокие, чем раньше, скорости передачи данных. Как заявляла китайская компания Huawei, поставщик оборудования для LTE от "МегаФона", пиковая скорость может доходить до 140 Мбит/с. На практике пока средняя скорость на сетях 4G в Москве составляет 7-8 Мбит/с, сообщает агентство TelecomDaily. В столице услуги на базе LTE с мая оказывают Yota и "МегаФон". В августе, как ожидается, Yota с новой технологией дойдет до Петербурга. Почти одновременно с ней могли бы стартовать операторы "большой тройки", которые наряду с "Ростелекомом" считаются главными претендентами на частоты LTE — они будут розданы через неделю, 12 июля.
Запуск LTE влечет большие расходы: строительство такой сети в масштабах России оценивается примерно в $5 млрд. Впрочем, операторы и не говорят о том, что сразу будут добиваться полного покрытия страны сетью. В МТС уже отмечали, что в первую очередь нацелены на крупные города, где хорошо потребляются услуги доступа в Интернет, а остальным будет пока достаточно скоростей 3G. Хотя, как отмечают в TelecomDaily, в глубинке скорости 3G часто оставляют желать лучшего. Сейчас операторы продолжают строить сети 3G, так как они еще явно не исчерпали свой потенциал.
"МегаФон" потратился на продвижение LTE в Москве. По оценкам экспертов, расходы на рекламу могли составить 20-30 млн рублей. Меж тем, число владельцев модемов LTE от "МегаФона" сейчас оценивается в 12-13 тысяч. Таким образом, стоимость привлечения одного абонента пока выглядит очень высокой. В рейтинге продаж мобильных устройств "МегаФона" в Москве и Московской области модем LTE занял первое место в мае — в месяце запуска новой сети, но уже в июне он оказался на третьем месте, а на первое вернулся хит продаж — модем 3G.
В самом "МегаФоне" согласны, что у 3G есть еще большой потенциал, но при этом компания заинтересована в том, чтобы сети LTE развивались как можно быстрее. "В перспективе это дает нам возможность предлагать большее количество услуг. Например, мобильное телевидение, — говорят в "МегаФоне". — Это влечет рост числа потребителей услуг передачи данных. А следовательно, рост доходов. Сети LTE фактически дают пользователям мобильного Интернета возможности фиксированного доступа в Интернет".
Однако в агентстве "Рустелеком" считают, что операторы бьются за частоты LTE не столько ради того, чтобы поскорее построить новую высокотехнологичную сеть, сколько за то, чтобы не пустить на этот рынок конкурентов. Аналитики обозначают главную насущную задачу операторов — поднять стоимость мобильного мегабайта.
Действительно, стоимость мобильного мегабайта с момента запуска сетей 3G до настоящего дня сильно упала. Сначала операторы гордились стремительно растущим трафиком. Однако со временем стало ясно, что доходы растут не пропорционально трафику, а намного медленнее.
"Мы вынуждены вкладывать все больше денег (в развитие сети — ред.), чтобы получать столько же или даже немного меньше, чем раньше", — поделился вице-президент МТС по операционным вопросам МТС Александр Поповский. Потом он оговорился, что это общая тенденция, а в России операторы пока далеки от этой точки. Однако факт остается фактом. По словам Александра Поповского, существенную часть доходов получают компании, которые предоставляют различные услуги поверх операторской сети (классический пример — Skype). При этом иногда 1% абонентов (активные пользователи Интернета) потребляет 50% ресурсов сети. Если так пойдет дальше, в какой-то момент  операторам станет невыгодно вкладываться в расширение сетей.
Единственный выход — поднимать выручку с одного абонента. И здесь мы снова возвращаемся к услугам по предоставлению контента. По мнению аналитика "Велес Капитала" Ивана Манаенко, это главный путь к повышению доходности операторов.
Несмотря на все возможности LTE, переход к новой технологии, как уверены в агентстве AC&M-Consulting, это для операторов не дополнительная выгода, а неизбежность. В противном случае пропускной способности сети не хватит для растущих объемов трафика.
Сейчас в мире запущено, по данным TelecomDaily,около 70 сетей LTE, еще 250 готовятся к запуску.