Алексей Кудрин, Михаил Прохоров и целый ряд других либералов и демократов встретились, чтобы договориться о сотрудничестве на выборах и осудить уклон государственной политики последнего времени. Эксперты не исключают, что Кудрин и Прохоров при некоторых обстоятельствах станут реальной оппозицией.
О новом этапе взаимодействия российской оппозиции рассказал на своем официальном сайте Алексей Кудрин. "Сегодня в Москве состоялось рабочее совещание, в котором приняли участие Сергей Алексашенко, Леонид Гозман, Евгений Гонтмахер, Геннадий Гудков, Сергей Иваненко, Алексей Кудрин, Константин Мерзликин, Андрей Нечаев, Сергей Пархоменко, Михаил Прохоров, Владимир Рыжков и Игорь Юргенс", — пишет Кудрин.
"Обсуждалась возможность сотрудничества на предстоящих региональных выборах. Была выражена поддержка народной инициативы проведения московского референдума, высказано осуждение репрессивного уклона государственной политики последнего времени", — рассказал также экс–министр.
Еще на посту главы Минфина Алексей Кудрин отличался некоторой независимостью суждений. Когда президентом стал Дмитрий Медведев, о политических проблемах страны, которые отрицательно сказываются в том числе и на ее экономике, Кудрин стал говорить еще чаще.
Алексей Кудрин рассчитывал занять пост премьер–министра после возвращения Владимира Путина в Кремль, говорят политологи. Поэтому когда стало известно о том, что премьером будет Медведев, к которому экс–министр относится без особого пиетета, конфликт перешел в открытую фазу.
В сентябре 2011 года Кудрин покинул правительство, не преминув при этом показать, что решения принимает не номинально действующий президент Медведев, а Владимир Путин. Зимой он приходил на акции оппозиции в Москве, а весной объявил о создании комитета гражданских инициатив.
Насколько искренни заявления Кудрина относительно необходимости политической либерализации в России, мнения политологов расходятся. Многие эксперты полагают, что экс–министр финансов рассчитывает убедить Владимира Путина в необходимости договариваться с обществом, что в кадровом смысле будет означать необходимость назначения либерального премьер–министра, то есть самого Кудрина.
Не менее причудливым был политический путь Михаила Прохорова. Долгое время дистанцировавшийся от всякой публичности бизнесмен летом 2011 года неожиданно дал согласие возглавить партию "Правое дело". Таким образом Кремль рассчитывал направить некоторую умеренную часть протеста в контролируемое русло.
Потом, после серии политических пертурбаций, непонятных ни в какой другой системе координат, кроме той, что действует в современной российской политике, Прохоров контроль над "Правым делом" потерял. Потом он участвовал в президентских выборах, сказал немало либеральных слов, занял второе место в крупных городах и поздравил Путина с победой, после чего объявил о создании общественного движения.
Для самого бизнесмена смысл всех этих мероприятий заключался в том, чтобы конвертировать политические дивиденды в финансовые, убеждены наблюдатели. После возвращения Владимира Путина в Кремль в федеральном правительстве работают несколько бывших сотрудников "Норильского никеля", в том числе Ольга Голодец (на посту вице–премьера).
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Встреча с молодежью кандидата в Президенты РФ Михаила Прохорова.
Цель всякой оппозиции, в том числе умеренных правых либералов в лице Кудрина и Прохорова, — смена политического режима, но средства для этого разные, отмечает политолог Владимир Гельман. Поскольку пока неясно, какие средства будут работать лучше других, затянулась стадия переговоров и обсуждений.
Ключевым моментом будет не то, о чем договорятся Кудрин, Прохоров и их коллеги, а то, насколько они смогут мобилизовать граждан против нынешнего режима, говорит Гельман. Если уровень протестных настроений останется прежним, то разговоры останутся разговорами. Если он будет расти, то оппозиционеры будут выбирать, какую стратегию использовать.
Кудрин и Прохоров не меньше, чем Навальный и Удальцов, убеждены в том, что одним из принципиальных политических решений в России должна быть смена первого лица государства, считает Владимир Гельман. Разница только в том, что Кудрин и Прохоров (пока) не говорят об этом вслух.