Золотая земля у невской воды

Автор фото: Trend/ Евгений Иванов

Петербургские набережные - не только панорамы города и его лицо, но и перспективные территории для девелопмента. Это одна из реальных возможностей вовлечения в оборот земель "серого пояса".

Протяженность всех набережных Петербурга - около 200 км. Из них самые зрелищные расположены в центре города, а самые запущенные, по мнению горожан, - набережные Невского района. По данным эксперта Setl Group Владимира Копылова, спрос на проекты у воды устойчив. "А вид на воду автоматически повышает цену квартир: в спальных районах - на 10-15%, в центральных - до 30-40%", - утверждает он. "Как правило, на таких участках строятся проекты класса бизнес и элит, стоимость которых начинается от 90-100 тыс. за 1м2", - добавляет директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге Андрей Бойков. "Еще один аспект: квартира с хорошим видом гораздо быстрее и проще продается. В среднем сроки ее экспозиция в 1,5-2 раза меньше", - говорит генеральный директор компании "Новый Петербург" Андрей Вересов.
Несмотря на очевидную эффективность проектов у воды, город пока использует прибрежную "золотую землю" лишь точечно. Такие проекты в активной стадии реализации можно пересчитать по пальцам. По данным "Петербургской недвижимости", сейчас их чуть более десятка. Основная сложность освоения набережных - высвобождение участков под застройку. Значительная часть прибрежных территорий города, даже в историческом центре, занята промышленными предприятиями.
Раньше такое их размещение было обусловлено технологическими особенностями производства. Со временем близость к воде потеряла для заводов свою актуальность (за исключением предприятий, связанных с судоходством и судоремонтном, которым нужны причальные стенки, но их единицы). Однако процесс вывода промышленности за пределы города идет медленно. Главная причина в том, что это долгое и дорогое удовольствие. Президент генподрядной компании STEP Дмитрий Кунис отмечает, что бюджет самого перевода предприятий исчисляется десятками миллионов долларов. "Придется вложить средства в инфраструктурную и инженерную подготовку новых площадок, закупку техники. Переоформление старого участка из промышленной застройки в общественно-деловую тоже требует денег", - перечисляет он.
"Процесс занимает в лучшем случае 5 лет. За меньший срок просто не выполнить работы по выводу существующего производства, подготовке новой площадки и строительству на ней новых мощностей, а также по рекультивации старого участка, получению всех согласований и строительству новых площадей", - говорит Александр Ольховский, вице-президент ВТБ (компания "ВТБ Девелопмент" реализует в Петербурге проект "Набережная Европы"). По его словам, ускорить процесс могла бы администрация города, если бы предоставила инвесторами промышленные площадки с уже подготовленной инфраструктурой (в этом случае процесс вывода производств сократился бы на 1,5-2 года). "Но эффективных государственных программ в этой сфере нет. А инженерно подготовленная земля на периферии в дефиците", - говорит Александр Ольховский.
Кроме того, земля под бывшими предприятиями обычно требует рекультивации. По данным директора по девелопменту "СПб Реновация" Константина Ковалева, инвестиции в этот этап работы колеблются от 10 до 60 млн рублей за 1 га (в зависимости от степени загрязненности). Не удивительно, что экономическая целесообразность освобождения земли на набережных не всегда очевидна и позволить переезд себе могут только крупные и благополучные компании.
Между тем, земли предприятий - значительный резерв для новых проектов с видом на воду. Достаточно вспомнить, что под промзонами в Петербурге находится 10,5 тыс. га земли и только на территории исторического центра (5,8 тыс. га) расположены 200 предприятий. Из них объекты, износ которых достиг 60-70%, занимают 2,2 тыс. га.
"Половина центра культурной столицы - под промышленными объектами! В европейских городах, которые уже прошли через процедуру редевелопмента, их доля - 10-15%", - говорит аналитик ЗАО "БФА - Девелопмент" Светлана Попова. Гендиректор компании Maris/CBRE Кайл Патчинг отмечает, что у этих участков есть ряд существенных плюсов для застройщиков, в частности наличие инженерных сетей и хорошая транспортная доступность.
Развитие петербургских набережных - это отдельная и важная задача, поскольку это не только свободные территории, но и панорама города, его лицо. Это перспективное направление девелопмента и одна из реальных возможностей вовлечения в оборот земель "серого пояса". Если говорить о рисках застройки таких участков, то они в основном сосредоточены в законодательной области и связаны с параметрами будущего строительства, а также сроками согласований. Чем быстрее будут установлены четкие правила и требования к таким проектам, тем активнее девелоперы будут стремиться к их реализации.
Эдуард Тиктинский
собственник холдинга RBI
Среди сложностей их освоения эксперты называют жесткие нормы строительства в водоохранной зоне, а также шумовые характеристики. "Через многие набережные проходят интенсивные транспортные артерии, это значит, что в проекте должна быть предусмотрена буферная зона между трассой и жильем", - говорит Андрей Бойков.
"При строительстве на набережных могут возникнуть некоторые сложность в связи с соблюдением высотного регламента. Также необходимо учитывать фасадные характеристики будущего объекта, которые не должны нарушать облик города", - добавляет его коллега из компании Astera Александр Волошин.
Несомненно, вид на воду положительным образом влияет на имидж объекта. При прочих равных условиях покупатели скорее выберут именно такой вариант. Степень влияния на цену зависит от класса объекта - чем выше класс, тем более существенное влияние. Например, для покупателей жилья экономкласса вид имеет второстепенное значение, ценовая надбавка за него будет минимальной. Покупатели жилья комфорт- и бизнес-класса готовы платить внушительные суммы за красивый вид. А для элитного жилья видовые характеристики наравне с местоположением являются основными критериями объекта, а вид на воду почти обязательный атрибут. Думаю, и в будущем земельные участки под строительство жилья у воды будут популярны у девелоперов.
Юха Вятто
Генеральный директор ЗАО "Лемминкяйнен Рус"
"Еще один фактор - городские власти, которые пока на деле не готовы комплексно заниматься редевелопментом. В начале 2000-х годов был хороший опыт создания агентств территориального развития, которые, в частности, занимались редевелопментом промышленных зон на набережных, но у них было мало полномочий. Поэтому процесс так и не был завершен. При редевелопменте промышленных зон есть одна сложность - большое количество небольших собственников, с которыми решать вопросы порой очень тяжело", - говорит Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН.
Петербург обладает огромным потенциалом по развитию прибрежных территорий: есть возможность расширить панорамы, продлить их за пределы центра города.