Скрывать условия рекламируемых товаров и услуг за мелким шрифтом, а также необоснованно называть их самыми лучшими будет накладно.
В июне пленум Высшего арбитражного суда РФ (ВАС) собирается принять постановление, которое обяжет судей трактовать рекламную информацию, набранную плохо читаемым шрифтом, как ненадлежащую рекламу.
Мелким шрифтом и хвалебными эпитетами злоупотребляют банки, сотовые, торговые и иные компании. Формально законодательство не содержит требований к размеру шрифта, цвету и иным техническим параметрам отражения рекламной информации, но обязывает при указании хотя бы одного из условий приобретения товара (например, цены и т. п.) размещать и все остальные (ограничения, дополнительные сборы и прочие).
До сих пор суды по–разному трактовали применение мелкого шрифта. Например, антимонопольной службе удалось наказать за указание существенных условий мелким шрифтом "Билайн", "Ниссан Мотор Рус", "Сузуки Мотор Рус" и многие другие организации. А вот в деле пивоваренной компании "Балтика" суд указал, что ни один закон не ограничивает минимальный размер шрифта.
Теперь ВАС счел нужным уточнить, что если соответствующая информация плохо воспринимается потребителем, что приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение, то такие обязательные сведения следует считать отсутствующими, а саму рекламу — ненадлежащей. Отметим, что размер штрафа за ненадлежащую рекламу может составлять до 500 тыс. рублей. "При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями", — констатируется в проекте постановления, опубликованном на сайте ВАС. Также, по мнению ВАС, эпитеты "лучший", "первый", "номер один" можно применять только с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, имеющего объективное подтверждение (например, ссылки на исследования, заключения, рекомендации и прочее).
Читайте также:
В Госдуме предложили запретить мелкий шрифт в договорах
Большинство опрошенных "ДП" участников рынка поддерживают инициативу ВАС. "Конечно, наша задача как рекламистов — представить заказчика в выгодном ему свете, — констатирует Галина Гусева, генеральный директор коммуникативного агентства Red Line Media. — Но клиент все равно поймет все реальные преимущества такого "лучшего" товара. Это автоматически отразится и на рекламодателе, и на нашем имидже".
"Постановление ВАС позволит ликвидировать белые пятна закона, урегулировав спорные аспекты, — убежден Иван Макаров из "ВТБ 24". — В то же время норма о читабельности рекламы настораживает: хочется увидеть более четкие технические параметры. Иначе одну и ту же федеральную рекламу в одном регионе субъективно признают читабельной, а в другом — наложат штраф".