Падение цен на нефть марки Brent ниже $100 за баррель в пятницу вызвало легкую панику. Dp.ru решил выяснить – какой уровень цен является критическими для экономики России и рассмотрел несколько возможных сценариев.
Собеседником dp.ru стал аналитик инвестиционной компании "Грандис Капитал" Андрей Толстоусов. Речь шла о Путине, Ельцине, черном золоте, "Евровидении" и выводе средств из России и сырьевой зависимости.
Dp.ru: То падение, которое произошло. Насколько оно было ожидаемым и какие последствия теперь могут быть? В последних прогнозах министерств - МЭР, Минфина среднегодовая цена на нефть выше.
Андрей Толстоусов: Падение цен на нефть был ожидаемым. Российский фондовый рынок падал уже несколько недель и это было не случайно. Последние два примерно месяца кто-то делал целенаправленно ставку на понижение.
Dp.ru: Кто-то?
Читайте также:
Нефть дешевеет на фоне ожидания решения ОПЕК
А.Т.: Сложно сказать. Может быть хэдж-фонды, какие-то иностранцы. Они не просто делают ставку на снижение. Они выводят средства. В последние два года российский рынок имел некий жирок по сравнению с ценой на нефть. Где-то два месяца назад это запас нивелировался.
Dp.ru: Насколько это критично для России? Ходят слухи, что "подушка безопасности" сегодня гораздо тоньше, чем в 2008-м.
А.Т.: Подушка безопасности нужна при несбалансированном бюджете. В России на данный момент завышены социальные расходы. Из-за предвыборных обещаний и т.д. Это явно раздутые расходы, которые легко урезать.
Dp.ru: Было бы очень хорошо урезать их за счет различных "распилов" и "откатов".
А.Т.: Это невозможно. Но сбалансировать бюджет в принципе довольно просто. При девальвации рубля, например. Может конечно сложиться ситуация, когда цена на нефть действительно начнет падать, но уровня $35 за баррель, как в 2008 году скорее всего не будет. Нет той рецессии, инфляция низкая и т.д.
Dp.ru: Было бы время, когда нефть стоила существенно дешевле и тем не менее Россия выглядела гораздо увереннее.
А.Т.: Был жирок. При цене $80-90 за баррель индекс РТС был выше 1600 пунктов. Сейчас при цене в районе $100 – всего 1200. Теперь он съелся. Это говорит о том, что кто-то ставил на понижение очень целенаправленно. Я думаю это направлено против Путина. Политическая власть в России сильна, но экономическая власть оказалась очень консервативной. Никакие либеральные идеи не воплощались в жизнь. Фискальные клещи сжимались. Гайки закручивались. Вместо того, чтобы направить избыток средств на реальные реформы их раздали госкорпорациям. Это стало следствием того, что государство не доверяет никому.
Dp.ru: Проблема в том, что любое государство – это в первую очередь люди. А люди не меняются, а если меняются – не в лучшую сторону.
А.Т.: Наверное да. Но не на митинги же ходить.
Dp.ru: Возвращаясь к нефти - российские профильные министерства и ведомства закладывали в свои прогнозы более высокую цену. Теперь прогнозы будут пересмотрены?
А.Т.: Речь шла про среднегодовую цену. Если учесть, что почти четыре месяца она держалась выше $115, то еще четыре месяца в районе $100 и это будет примерно $107. То есть совсем не плохо.
Dp.ru: То есть повторения 2008 года не будет?
А.Т.: У российского рынка нет премии не на нефть. Был момент, когда в Россию приходили иностранные инвесторы, которые вкладывались не в "нефтянку". Сейчас этот уровень практически нулевой. Именно то, что не было реформ, которые позволили бы не нефтегазовым секторам задышать, привело к тому, что инвесторы махнули на Россию рукой, сосредоточили все свое внимание на нефтяном секторе. В итоге российские индексы зависят только от внешних факторов и цены на нефть.
Dp.ru: То есть за последние несколько лет зависимость от продажи нефти стала не меньше, а даже больше, чем была?
А.Т.: Конечно. Сейчас она составляет 90-95%, когда раньше могла быть 50-60%.
Dp.ru: Это какая-то импотенция финансовой системы или что?
А.Т.: В России очень мало долгосрочных инвесторов. Западные инвесторы не доверяют рынку. Это лакмусовая бумажка. Если местные инвесторы не поддерживают котировки, сами российские фонды, связанные с энергетикой, бегут из энергетики, иностранцы естественно не верят в такой рынок. Хотя при Ельцине было еще хуже. Казалось – все. Придут коммунисты опять. К счастью кроме экономических – есть политические программы. У господина Путина очень серьезная политическая воля. И ресурс политический позволяет пока вытянуть экономические промахи. Это не Саркози, которому не простили именно экономических промахов. С другой стороны – если мы сейчас все отдадим на откуп "эффективным" капиталистам, то у нас половина предприятий закроются, а их персонал уволят. И тогда разразится как раз социальная драма.
Dp.ru: А не лучше попытаться сделать эти производства эффективными? Почему Китай может за 20-30 лет создать вполне востребованный автопром, а Россия занимается только тем, что разваливает то, что у нее было?
А.Т.: Если на "АвтоВАЗ" придет эффективный собственник, то он всех там переувольняет и в окрестных городах, где живут работники завода, произойдет социальная катастрофа. И это, в свою очередь, ударит по режиму. Этого как раз и не хотят допустить.
Dp.ru: То есть поддерживается неэффективное производство, чтобы не допустить социального взрыва.
А.Т.: Безусловно.
Dp.ru: Странная какая-то ситуация. Была вполне эффективная страна по ряду аспектов. Делаем ракеты, перекрываем Енисей...
А.Т.: Уровень эффективности России показывает второе место на "Евровидении". Это конкурс прогрессивности. Когда молодым дают дорогу. И тут из России приезжают бабушки. Это означает, что России просто некого больше послать.