В Петербурге работает 10 основных яхт-клубов на 2,5 тыс. стояночных мест

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

По данным комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга, в настоящее время на учете ГИМС МЧС России состоит 26 яхт-клубов Петербурга. Однако наиболее заметную роль в яхтенной жизни города играют лишь 10 из них.

С началом навигации яхт-клубы рассчитывают на высокую заполняемость на своих причалах. Большинство владельцев яхт-клубов рассказали "ДП", что в ближайшие пару лет не планируют увеличивать число стояночных мест на причалах. Однако развивать инфраструктуру на своих территориях планируют многие из них.
"Наш клуб выглядит не так шикарно, как хотелось бы, - сетует Владимир Климбек, командор яхт-клуба "Балтиец". - У нас еще в 2009 г. был разработан проект развития территории, в котором обозначены новое двухэтажное административное здание, ресторан, гостиница, парковка. Мы обратились в комитет по строительству, чтобы оформить долгосрочную аренду на 49 лет с разрешением строительства капитальных сооружений, но в комитете после рассмотрения нам отказали, и сейчас мы хотим обжаловать их решение". Сейчас клуб арендует землю, и срок заканчивается в 2016 г., а инвестиционный проект даст ему возможность получить землю в аренду на 49 лет.
Кроме "Балтийца" о планах развития территории рассказали в яхт-клубе "Галерная гавань", расположенном на Васильевском острове, неподалеку от "Ленэкспо". "Через месяц планируем открыть парусную школу "Юнга", - говорит Алексей Малашевич, директор яхт-клуба.
Несмотря на возникающие сложности у действующих яхт-клубов, новые проекты все же появляются. Так, в конце 2012 г. на участке возле Рыбацкого пр. должен появиться яхт-клуб "Восточный" (управляющая компания "Плаза-Нева", совладельцем которой является сын бывшего вице-губернатора Петербурга Олега Виролайнена), который войдет в состав единого многофункционального комплекса (МФК) площадью около 20 тыс. м2. Помимо яхт-клуба в МФК войдут эллинг для техобслуживания судов, трехзвездочная гостиница, бизнес-центр, видовой ресторан, фитнес-центр и подземный паркинг.
Первый яхт-клуб в мире был создан еще при Петре. Поэтому у нас в крови желание заниматься парусным спортом. До революции в Петербурге было очень много яхт-клубов и проводилось множество регат. После Великой Отечественной войны вновь начал развиваться парусный спорт, и вплоть до 1990-х годов он был серьезным занятием. Потом это дело начало сворачиваться. В последнее время у нас не было внятной политики по отношению к яхт-клубам. Недавно мы реанимировали наш Парусный союз. Сейчас я работаю над тем, чтобы он имел право влиять на процессы, которые происходят в городе. В частности, мы планируем создать специальную комиссию, которая будет анализировать состояние яхт-клубов и докладывать об этом правительству с целью получения поддержки и решения проблем с правом собственности на землю, воду. Будем лоббировать существующие яхт-клубы, чтобы они были восстановлены и появлялись новые. Если спорт не будут поддерживать государственные структуры, то одни частники не смогут это делать самостоятельно. Яхт-клубы нужны не только яхтсменам, но и нашему городу, экономике и морскому флоту.
Сергей Алексеев
Президент Санкт-Петербургского Парусного союза
В проекте общественно-делового комплекса "Лахта Центр" (бывший "Охта Центр") строительство яхт-клуба не запланировано. Однако два причальных сооружения на восточном берегу Лахтинского пролива, которые принадлежат ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта", планируется использовать для размещения стоянки маломерного флота с целью развития водного сообщения с центром города. Конкретные характеристики причалов (площадь и количество стояночных мест) будут уточнены в процессе проектирования.
"В южной части нашего земельного участка, обращенной к заливу, будет размещен первый в городе амфитеатр примерно на 500 зрителей, предназначенный для проведения общегородских культурно-массовых мероприятий, в том числе на воде", - сообщила Юлия Гуляк, начальник управления по проектированию ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта".
Петербург - город с огромным потенциалом для развития яхт-клубов. В городе активно развиваются яхт-клуб "Геркулес", Центральный речной яхт-клуб, Крестовский яхт-клуб, Морской яхт-клуб. Яхт-клуб на форте "Константин" также относится к числу перспективных. В развитии яхтинга важно участие всех заинтересованных сторон - города, инвесторов, спортсменов. Со стороны правительства Петербурга разработана и утверждена отраслевая схема размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота на территории Петербурга. Кроме того, в соответствии с изменениями в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации разрешено плавание спортивных, прогулочных и осуществляющих плавание в целях туризма судов, общее количество людей на которых не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более чем 12, под флагами иностранных государств по внутренним водным путям Российской Федерации. В настоящее время Министерством транспорта РФ разрабатывается порядок осуществления данного мероприятия. Для обеспечения безопасности и удобства обслуживания иностранных судов предусмотрена организация пограничного, таможенного и иных видов контроля яхт и членов их экипажей не на морском вокзале, как это происходило до настоящего времени, а на форте "Константин". Созданные условия могут позволить инвесторам развивать яхтинг в Петербурге еще эффективнее.
Алексей Бакирей
Председатель комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга
Развитие парусного спорта на территории яхт-клубов уже стало закономерным. Так, хороший пример подает яхтенный порт "Геркулес", на территории которого расположено много спортивных объектов. Это и Центр парусного спорта, и авиационный учебный центр, и серф­станция, и другие. Также будущих яхтсменов готовят в Международном Балтийском парусном центре, расположенном на территории яхт-клуба Профсоюзов. Однако эксперты отмечают, что Петербург может лишиться одного из крупнейших яхт-клубов города. В 2011 г. арбитражный суд Петербурга вынес решение о выселении яхт-клуба Профсоюзов с Петровской косы из-за незаконного заключения договора аренды участка водной глади. И сейчас судьба клуба находится под вопросом. "Получилось так, что там разные формы собственности - земля принадлежит одним, помещение - собственность профсоюзов, набережная на балансе у КУГИ, еще идет борьба за воду, - поясняет Сергей Алексеев, президент Санкт-Петербургского Парусного союза. - Из-за межведомственных неразберих под угрозу поставлена навигация этого года".