Прокуратура Ленобласти требует наказать чиновников, ответственных за транспортную реформу

Автор фото: Асташенков Евгений

Прокуратура Ленобласти проверила восемь областных перевозчиков пассажиров после многочисленных жалоб граждан на работу транспортных компаний, победивших в конкурсе комитета по транспорту, проведенном в конце 2011 года.

Надзорный орган признал конкурс незаконным, сообщили в прокуратуре. На этой неделе прокуроры направят губернатору области Валерию Сердюкову представление с просьбой в течение месяца принять меры дисциплинарного воздействия к председателю комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре (КТТИ) области Николаю Янченко и председателю областного комитета по госзаказу Илье Тычинскому, а также наказать провинившихся перевозчиков - "Леноблпассажиравтотранс" (ЛОПАТ), "Невская линия", "СНИП", "ТракТревел".
В прокуратуре "ДП" объяснили суть претензий. Во-первых, "конкурсная документация была написана под конкретного перевозчика", а многие условия исключали возможность участия представителей малого и среднего бизнеса. Больше половины маршрутов досталось ОАО "Леноблпассажиравтотранс" (ЛОПАТ), аффилированному с областным правительством, - ему принадлежит 25%+1 акция общества. Основной акционер - предприниматель Роман Маслов, владеет 49,9% акций. Во-вторых, комитет по госзаказу Ленобласти фактически устранился от проведения тендера, и он прошел под руководством КТТИ.
В-третьих, два перевозчика (ЛОПАТ и "СНИП"), незаслуженно получили высшую оценку за опыт и безопасность при организации пассажирских перевозок, хотя, как выяснилось в ходе прокурорской проверки, за последние 5 лет ЛОПАТ участвовало в шести, а ООО "СНИП" - в восьми ДТП. Причем аварии были с тяжкими последствиями для здоровья пассажиров, некоторые получили ранения, иногда несовместимые с жизнью. В-четвертых, лицензию на право работы с автобусами, которые перевозят более восьми человек, ЛОПАТ получило только в июле 2011 года, за месяц до конкурса.
В начале 2011 года прокуратура проверила перевозчиков, победивших в конкурсе, перед тем как они вышли на линии в начале февраля. Выяснилось, что не готовы к работе, в частности не имеют достаточного количества транспортных средств, пять из восьми перевозчиков - ЛОПАТ, "СНИП", "Невская линия", "Автоалдис" и "Никкос". Однако транспортный комитет не стал расторгать договоры с ними, а дал им время на устранение нарушений до марта 2012 года, хотя это не предусмотрено законом. Прокуратура пришла к выводу, что именно из-за отсутствия автобусов у победителей конкурса после смены перевозчиков в Выборгском, Всеволожском, Кировском, Ломоносовском и Тосненском районах Ленобласти интервал движения автобусов увеличился до 1,5 часа, серьезно сократилось число машин на большинстве маршрутов, а некоторые удаленные населенные пункты, ездить в которые экономически невыгодно, вообще оказались отрезаны от основных магистралей.
Не исключено, что прокурорская проверка повлечет за собой расторжение договоров с новыми игроками рынка. "У нас уже есть претенденты на расторжение, но юридически это очень непростая процедура", - пояснил председатель комитета Николай Янченко. Чиновник отметил, что комитет "в целом доволен работой перевозчика", а негативные отзывы - обычное явление для "переходного периода".
Таким образом, областные чиновники уверены, что реформа была успешной. По данным КТТИ, в 2012 году перевозчики должны вывести на маршруты региона более 500 новых автобусов. Из них 207 машин должен поставить ЛОПАТ (151 автобус большой вместимости, 46 автобусов средней вместимости и 10 автобусов малой вместимости). По информации комитета, сейчас в парке ЛОПАТ 151 большой автобус, а остальные машины по договору субподряда предоставило ООО "Автоком". Все автобусы 2011 года выпуска.
Генеральный директор ОАО "Леноблпассажиравтотранс" Роман Маслов уверяет, что в распоряжении компании уже более 400 пассажирских автобусов, а недовольст­во прокуратуры вызвано тем, что еще не на всех остановках появились новые информационные таблички. Также, по его словам, в конкурсной документации неточно указана информация о части маршрутов - некоторые из них уже закрыты, а некоторые являются сезонными, и работа на них должна начаться только в мае. "Все разъяснения мы уже направили в прокуратуру, а замечания областного комитета к нашей работе были устранены еще к 1 марта этого года", - отметил Роман Маслов.
Судебные иски
По итогам прошлогоднего тендера с рынка ушли десятки компаний, в том числе крупные петербургские компании (ООО "Питеравто", ОАО "Третий парк", ЗАО "ПТК" и ЗАО "Такси-2"), занимавшие 30?% рынка. Передел рынка закончился пятью судебными разбирательствами: итоги тендера пытались оспорить четыре перевозчика (ООО "Промсоюз", ООО "Транс-Балт", ООО "М.?А.К.С.", МУП "Автотранспортное") и УФАС по Ленобласти, но пока безуспешно.