"Единая Россия" предлагает увеличить штрафы за нарушения на митингах и предусмотреть общественные работы как альтернативу штрафу. Параллельно власти де-факто отказались от возвращения прямых выборов губернаторов. Давление со стороны оппозиции ослабло, и действующая власть "перешла в наступление", считают эксперты.
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) внесли на рассмотрение депутаты Госдумы от "Единой России". Они предлагают повысить штрафы за нарушения при организации уличных мероприятий: они могут составить от 10 000 до 100 000 рублей для организаторов акций и от 1000 до 10 000 рублей для их участников. Сейчас максимальный штраф – 5000 рублей.
Также предлагается увеличить штрафы за воспрепятствование проведению митингов, проходящих без нарушений, и за принуждение к участию в митингах: штраф может составить от 10 000 до 100 000 рублей для граждан и от 50 000 до 200 000 рублей для должностных лиц (сейчас – 300 рублей).
Первый вид наказаний может касаться оппозиции, второй – действующей власти, поясняют наблюдатели. Сложно себе представить, как единороссов штрафуют за нарушения при проведении акций или как оппозиция принуждает граждан к участию в митингах.
Также предлагается ввести обязательные общественные работы для нарушителей (единороссы говорят об уборке улиц). Сейчас такая форма наказания предусмотрена только уголовным кодексом (за нетяжелые преступления). Срок работ может составить от 20 до 200 часов.
Смысл данной поправки – снять ореол героизма с голов оппозиционеров, которых задерживают в ходе митингов, говорят единороссы. Лидеры федеральной оппозиции предполагаемого ужесточения нарушений не боятся. В "Солидарности" отметили, что деньги на уплату штрафов будут собираться в интернете, а в "Другой России" считают, что лидеры протестного движения, убирающие улицы, будут востребованным информационным поводом.
Среди лидеров протестного движения есть люди, которых не испугает и десятикратное увеличение штрафов, отмечает политолог Григорий Голосов. Можно предположить, что оппозиционеры будут заранее решать, кто формально будет организатором акции и кто соответственно будет платить.
Дальнейшее ужесточение наказаний и ограничение свободы нарушителей в виде общественных работ – палка о двух концах, считает Голосов. С одной стороны, это – наказание, с другой – средство привлечения дополнительного внимания и сочувствия к наказанным.
Авторы законопроекта подкрепляют свою инициативу ссылками на международный опыт. В частности, цитируется швейцарское, шведское и французское законодательство о митингах – которые, по свидетельству единороссов, гораздо жестче российского. Оппозиция считает этот аргумент неудачной шуткой: в европейских странах совсем иначе работают и органы правосудия, и ведомства, согласовывающие митинги, и общенациональные СМИ.
Сейчас видные оппозиционеры сознательно "напрашиваются" на арест, чтобы создать информационный повод, считают единороссы. Они считают, что увеличение штрафов и введение общественных работ изменят эту ситуацию. Лидеры протестного движения в свою очередь считают, что, ограничивая право граждан на общественные акции, действующая власть систематически нарушает конституцию.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Шествие и митинг "За честные выборы".
Наблюдатели оценивают предложенные поправки в КоАП в контексте других инициатив действующей власти последних недель. Прежде всего - тех, которые касаются закона о выборах губернаторов и закона о регистрации партий.
Действующая власть стала вести себя "либеральнее" после многотысячных декабрьских митингов, напоминают политологи. Акции согласовывались, задержаний и штрафов не было, президент пообещал упростить регистрацию партий и вернуть выборы губернаторов. Весной уличный протест пошел на спад, и хотя ни одна из инициатив власти не отменена де-юре, де-факто отход на прежние позиции налицо.
В частности, закон о регистрации партий написан таким образом, что в России могут появиться много десятков, а то и сотни партий, многие их которых будут "двойниками" ранее существовавших или действующих организаций. Это должно запутать избирателя и создать ощущение, что партийная политика и оппозиция – это нечто странное и непонятное.
Еще более явен отказ действующей власти от своих обещаний в случае с законом о выборах губернаторов. Выборы, вероятно, не только не будут прямыми – на пути у потенциального кандидата будут два "фильтра": сначала ему придется собирать подписи муниципальных депутатов, потом – получать одобрение "наверху" (попасть с список кандидатур, отобранных президентом). В итоге стать даже кандидатом в губернаторы без "высочайшей политической воли" будет почти невозможно, констатируют наблюдатели.
Единственной гарантией регистрации кандидата-неединоросса будет объединение сил всей оппозиции, как это было в Ярославе, говорят лидеры протестного движения (в частности, Геннадий Зюганов). Чем больше в оппозиции будет единства и чем более сильным будет давление на действующую власть (особенно посредством уличных акций, которых власть очевидно боится), тем быстрее Кремль вернется от стремления ужесточать правила к стремлению договариваться с оппозиционерами, считают политологи.