Со своей колокольни

Автор фото: Trend/ Дмитрий Кощеев

Панк-молебен "Богородица, Путина прогони", квартира патриарха, очистка которой от пыли обошлась в 19 млн рублей, часы Breguet, временно исчезнувшие с руки его Святейшества благодаря фотошопу, - околоцерковные скандалы в 2012 году возникают один за другим. "ДП" спросил рядовых служителей Русской православной церкви, что они обо всем этом думают.

Хроника церковных скандалов

3 июля 2009 года. Патриарх Кирилл встречается с министром юстиции России Александром Коноваловым. Именно с фото этой встречи, размещенного на сайте патриархии, сотрудники пресс-службы патриархии впоследствии сотрут изображение часов Breguet с руки Кирилла, оставив их отражение на столе.
28 июля 2009 года. Украинское издание glavred.info публикует фотографию патриарха, сделанную во время молебна на Владимирской горке в Киеве, с часами Breguet поверх одеяния. Часы стоят более $30 тыс., утверждает издание. Тема живо обсуждается на Украине.
2010 год. В квартире, принадлежащей патриарху Кириллу, была обнаружена пыль, вызванная строительными работами в квартире бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко. Прописанная там родственница патриарха Лидия Леонова подает к Юрию Шевченко иск в Замоскворецкий суд примерно на 20 млн рублей.
Август 2011 года. В Москве возникает феминистская панк-рок группа Pussy Riot. В октябре выходит их песня "Освободи брусчатку", посвященная выборам в Госдуму 4 декабря. "Египетский воздух полезен для легких, сделай Тахрир на Красной площади", - пелось в песне.
8 февраля 2012 года. Патриарх Кирилл на встрече главы правительства с представителями традиционных религий России отмечает роль Путина "в исправлении кривизны нашей истории" и говорит, что у него "наибольшие шансы" на предстоящих выборах. Вместе с тем он публично заявляет: "Это совсем не означает, что все мы согласны с каждым вашим действием, со всем тем, что происходит в стране".
Февраль 2012 года. Опубликованные выдержки из выступления патриарха были истолкованы оппозиционными блогерами как явная поддержка президента.
21 февраля 2012 года. Группа Pussy Riot совершает "панк-молебен" "Богородица, Путина прогони" в храме Христа Спасителя. По словам участниц группы, на проведение этого их подтолкнуло, в частности, высказывание патриарха о том, что "Путин исправил кривизну истории". Из съемок акции, дополненной студийной звуковой дорожкой, был создан видеоролик песни.
Февраль-март 2012 года. Дьякон Андрей Кураев назвал акцию "законным безобразием" во время Масленицы. Глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов назвал произошедшее мелким хулиганством.
26 февраля 2012 года. Участницы акции объявлены в розыск, 3 марта 2012 года по обвинению в хулиганстве Надежда Толоконникова и Мария Алехина задержаны.
5 марта 2012 года. Патриарх Кирилл поздравил Владимира Путина с победой на выборах. В поздравлении говорилось: "Мощная поддержка, оказанная вам большинством российских избирателей, среди которых архиереи, пастыри и многие верные чада Русской православной церкви, вновь засвидетельствовала отношение к вам как к национальному лидеру".
29 марта 2012 года. Журналист Владимир Соловьев задает патриарху вопрос про часы на украинском фото. Патриарх называет фото коллажем, но признается, что после публикации нашел такие часы у себя в подарках. Также поднимается тема "запыленной квартиры".
3 апреля 2012 года. Патриарх на заседании Высшего церковного совета призвал РПЦ продуманно ответить на "мощную антицерковную риторику" в обществе. Высший церковный совет РПЦ призвал православных 22 апреля прийти в кафедральные соборы по всей России и совместно помолиться "в защиту веры, поруганных святынь, церкви и ее доброго имени".
4 апреля 2012 года. Замоскворецкий суд накладывает арест на банковский счет Юрия Шевченко. Также ограничен его выезд за пределы России, где у бывшего министра имеется недвижимость.
4 апреля 2012 года. На официальном сайте Московской патриархии блогеры нашли фото патриарха, на руке которого не было часов, но они отражаются в поверхности стола. После публикаций на эту тему подлинное фото вернулось на место, а происшедшее было объяснено "нелепой ошибкой".
Иерей Алексей Волчков, клирик храма Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге:
"Отношения церкви и государства довольно интенсивные, но я бы не сказал, что есть сращивание между ними. Есть процесс естественного набора силы и влияния наиболее распространенной в России конфессией, у которой, разумеется, есть свои амбиции, есть немалые ресурсы, и она пытается добиться своих целей, среди которых, например, реализация программы по духовному облагораживанию общества. Но в этих усилиях на одну победу приходится три поражения. Скажем, Основы православной культуры в школе ввели вовсе не так, как хотела церковь. Что касается последних событий вокруг церкви, вокруг часов и пыли, то мне кажется, это попытка неких сильных людей поставить церковь в отношениях с государством на роль игрока второго плана, поставить ее на место, если можно так выразиться. Есть влиятельные люди, которые выступают против "сильной церкви". Я вижу здесь следы информационной кампании, которую проводят очень умные люди, которые просчитали цепочку действий и реакцию на эти действия. Есть силы, провоцирующие церковь, а церковь в лице своих представителей порой на это ведется и поступает неправильно. Службы по связям с общественностью допускают нелепые ошибки, но эта их реакция, мне кажется, спланирована. Мы не знаем главной силы, которая здесь действует, и, когда логика ведет к тому, чтобы упрекнуть в происходящей кампании людей с Болотной площади, мы должны понимать, что эта реакция тоже может быть частью кампании и враждебные по отношению к церкви действия "либеральной общественности" тоже могут быть спровоцированы. Чтобы понять все это, нужно, чтобы схлынули эмоции. А ведь на истории вокруг патриарха реакция сверхэмоциональная. Вопрос о роли денег в церкви приобретает подчас истеричную окраску. А что, вы думали, что у церкви нет бюджета, что она не платит зарплату? Наш бюджет - не часть бюджета государства. Церковь существует на пожертвования верующих, у нас, в отличие от католической церкви, нет своих предприятий, латифундий, банков. Неправильно судить о церкви по некоторым представителям московского духовенства. Если бы люди знали, как живут священники в Петербурге, и тем более в провинции, то они бы поняли, что многие представители церкви на самом деле бедствуют".
Протоиерей Артемий Скрипкин, настоятель церкви Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла при РГПУ им. Герцена:
"Нападки на Русскую православную церковь - и на патриарха как на ее предстоятеля - все это, безусловно, заказная пиар-кампания, рассчитанная на соответствующую реакцию общества. Сие, однако, не противоречит тому тезису, что "церковь разъедают деньги".
Думаю, эти процессы взаимозависимы. Лукавый не имеет власти над нами, христианами, до тех пор пока мы ее ему не предоставляем своими собственными грехами. Что касается кощунственной выходки "муси-пуси", то это, считаю, плевок в лицо не токмо Русской православной церкви, но и всего русского народа. Здесь, однако, возможно, присутствует определенный знак для нашего вразумления.
Ведь подобное было в 1904 году, когда осквернили храм в Оптиной. Тогда один взбесившийся молодой человек голышом ворвался в храм, залез на алтарь и сбросил оттуда Евангелие и крест. И вскоре последовали беды: поражение в русско-японской войне, первая революция…
Так что делайте выводы: происходящее отнюдь не только проблема Русской православной церкви, вполне может коснуться всех нас, независимо от наших мнений по данному вопросу. Такова уж специфика духовной брани в контексте истории".
Иерей Глеб Грозовский, настоятель храма в честь мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского р-на Ленинградской области, духовный наставник ФК "Зенит" :
"Вся эта сегодняшняя злоба злобствующих и зависть завидующих имеет те же корни, что и беснования большевиков в начале прошлого века. Сначала - пропаганда, призывы Ленина "бороться с религиозным туманом", уничтожить "контрреволюционное духовенство", подвергнуть его "беспощадному массовому террору".
Настоящая травля священников и монахов в печати, оскорбительные статьи и очерки, высмеивающие христианские традиции и праздники. А потом и репрессии в отношении наиболее активной части православного духовенства. Массовые убийства священников.
Все эти ужасы позади. Но люди, привыкшие жить по страстям, которым претит само слово "церковь", есть и сегодня. Они-то и пытаются организовать новое преследование духовенства. Кто-то лоялен, кто-то равнодушен, кто-то с болью переживает за происходящее, а кого-то раздражает даже аббревиатура РПЦ.
Как там у Талькова: "А золотые купола кому-то черный глаз слепили". Простая логика и здравый смысл позволят сопоставить желтизну газет и интернет-изданий, которые пытаются очернить главу Русской православной церкви Святейшего Патриарха Кирилла, с первоисточниками. И убедиться, что антицерковная, антиправославная, антирусская кампания имеет чисто заказной характер. Церковь в лице Святейшего Патриарха мешает разложению общества и буйству безнравственности.
Государственные деятели, не чуждые веры своих отцов, пытаются ограничить эту вакханалию - в том числе и законодательно. А это претит вождям болотной революции и лидерам гей-сообщества. Поэтому и поставлена задача - если не убить, то очернить лидера церкви. В самой же церкви, среди нас, священников и мирян, патриарха Кирилла очень любят, уважают, ценят и прислушиваются к каждому его слову, отчеканенному как монета".
Дьякон Богдан Полевой, клирик храма Иконы Всех Скорбящих Радостей ("С грошиками"):
"Происходящие в настоящее время события вокруг нашего патриарха - это, мне кажется, стечение обстоятельств. Но реакция общества на эти реальные вещи вполне здоровая. Бывает такое, знаете ли: как не заладится день с утра, так до самого вечера все из рук валится. То шнурки не завяжутся, то лампочка перегорит, то батареи прорвет. То же и здесь: так уж получилось, что все сразу стало достоянием гласности.
Может быть, кто-то и приложил к этому руку, но заказной кампанией я бы это не назвал. Просто когда вскрылось одно, нашлись доброхоты, пожелавшие покопаться в этом, поглядеть с пристрастием, найти новые "вопиющие факты".
Разъедают ли деньги нашу церковь? Вот хотите верьте, хотите нет, но меня как рядового священнослужителя со скромной зарплатой они никак не разъедают. Есть случаи вопиющие, на которые и мне тяжело смотреть без осуждения. Но есть важный момент: не деньги являются злом, а сребролюбие. Страсть к деньгам. Я совершенно не против, когда кому-то дарят хорошие и дорогие подарки, - ничего в них плохого нет, но нездоровый интерес к чрезмерно дорогим вещам, особенно если ты священнослужитель, нужно в себе подавлять. Хотя, конечно, каждый сам для себя определяет какую-то грань: что можно носить, а что будет искушением для людей. Что касается Pussy Riot, то это проблемы с головой отдельных граждан, не более того. Нынче столько больных людей, что обращать внимание на всех - никакого внимания не хватит.
Слияние церкви и государства - факт неоспоримый. Как бы это ни отрицалось одной и другой стороной. Даже если это не является концепцией развития, реальная ситуация подтверждает этот факт. Происходит это оттого, что обе стороны заинтересованы друг в друге, во взаимной помощи, есть взаимные интересы. Полезно ли это для церкви? Безусловно. Но только при тех условиях, если государство не будет вмешиваться во внутренние дела церкви".
Протоиерей Георгий Калинкин, настоятель храма во имя Святого Благоверного князя Михаила Черниговского (поселок Разметелево, Ленобласть):
Всегда были люди, которых раздражала церковь. Никуда они не делись и теперь. Они ищут к чему придраться, а журналистам дай только тему, чтобы позубоскалить. Насчет сращивания светской и духовной власти - это глупости. Конечно, есть взаимодействие: церковь как общественная организация функционирует по общественным законам. И во власти есть органы, которые занимаются взаимодействием с церковью. Но чтобы церковные иерархи наделялись какими-то светскими властными полномочиями - такого я не слышал. А если вы под этим имеете в виду то, что государственные служащие верят в Бога и ходят в церковь на службы - так это их законное, защищенное Конституцией право.
Что касается этих девушек, которые устроили дебош в храме Христа Спасителя, то это просто больные люди. Мне очень жалко, что люди с русскими фамилиями совершили такое надругательство над русской верой. И, на мой взгляд, они еще легко отделались. Пусть радуются, что у нас столь гуманное общество. Я не буду говорить, что было бы, если бы они такое устроили в мечети. Но и наши российские, светские законы вполне позволяют привлечь их не только за хулиганство, но и за экстремизм. За разжигание розни на почве религиозных убеждений. Ведь именно рознь они и посеяли в обществе своим поступком. И, по-моему, их следовало судить и за это тоже".
Иерей Константин Костромин, заведующий аспирантурой Петербургской духовной академии:
"Я согласен с тем, что многие недовольны большим влиянием, которым государство наделяет сегодня церковь, и, может быть, этим частично объясняется то, что происходит вокруг патриарха Кирилла. Но в эпизодах с часами и квартирой, я думаю, есть элемент и его личной дискредитации. Эта дискредитация может не только исходить от светских - интеллигентских, властных или деловых кругов, но может быть отчасти поддержана и некоторыми церковными силами. Причиной этого может быть наблюдаемая в последнее время в церкви некоторая поляризация мнений из-за заметной активности патриарха Кирилла. Он очень четко обозначил свое отношение к государству, патриарх Алексий так ярко этого не делал.
Затем, отношение патриарха к реформе духовного образования тоже вызывает у многих несогласие. Он хотел бы как можно быстрее перевести церковное образование в Болонскую систему, которая не вызывает доверия не только у многих людей церкви, но и в сфере светского образования. Более того, он пытается сделать это быстрее, чем светские структуры. Я думаю, в тех неприятных прецедентах в связи с именем патриарха Кирилла есть подвох. По большому счету, неужели патриарх не имеет право носить часы? Более того, я не уверен и в том, что сегодня ношение часов является признаком статусности. Интересно, что среди священнослужителей старше 50 лет, которые воспитывались в советское время, много тех, кто легко пленился идеей технического прогресса. Есть много примеров очень известных священников этого возраста, которые даже во время богослужения поверх одеяния (поручей) надевали часы. Сегодня у духовенства это не принято. Насчет книг и пыли в квартире патриарх Кирилл высказался сам, что это библиотека отца, который собирал раритеты. Я не думаю, что там есть такие раритеты, которые нужно было бы чистить за такую сумму. Но цифры ущерба озвучивал не он, и это выглядит как провокация. Противостояние церкви и определенной части общества существовало не только все советские, но и в постперестроечные годы. И происходящее - реакция этих людей на патриарха Кирилла лично и на церковь в целом.
Бурление церковной общественности, безусловно, есть. Думаю, что патриарх сохранит свой авторитет потому, что он смог смягчить ситуацию. Он выстроил жесткую вертикаль власти, подобную той, которую в свое время выстроил Путин. Но эта сама по себе непопулярная мера компенсируется наличием в церкви авторитетных иерархов, поддерживающих патриарха".
Иерей, попросивший не называть его имени:
"Я не являюсь официальным представителем церкви и не могу выступать от ее имени, но готов высказать вам свое личное мнение. Меня уже тошнит от этих часов, квартир, от полного непонимания этих вопросов средствами массовой информации и блогерами. Врут со всех сторон, и действительно, есть ощущение информационной кампании. Почему обо всех этих событий говорят именно сейчас, в период между избранием Путина и его инаугурацией? Ведь фото патриарха с часами относится к 2009 году, судебное дело вокруг квартиры началось тоже не вчера. Компания, производящая Breguet, должна быть благодарна за такую рекламу, но никто в СМИ не догадался, не позвонил в эту компанию для разъяснений. Все часы Breguet имеют номер, и действительно ли Breguet с фотографии стоит 30 тыс. евро? Может быть, речь идет о часах, выпущенных гораздо раньше, которые стоят 1,5 тыс. евро? Вообще, оригинал это или дешевая китайская подделка? Патриарху преподносят много часов в подарок, так о каком идет речь? Не думаю, чтобы он сам ими интересовался. Вот далай-лама позиционирует себя как любитель часов, он специального служителя может послать купить ему какие-то особенные часы, а про патриарха мы ничего такого не знаем. Вот в хороших лыжах он может разбираться, интересоваться ими.
Я часов не ношу много лет, у меня мобильный телефон, хотя надо купить водонепроницаемые. Чтобы обед не пропустить, когда купаюсь с детьми на отдыхе.
История с фотошопом - это, конечно, жуть, но неужели в пресс-службе патриархии работают настолько глупые люди, чтобы что-то фотошопить именно сейчас, в атмосфере общественного скандала?
Если это сделала какая-нибудь девочка, которая год назад устроилась на работу, то зачем она это сделала? Ее же на детекторе лжи не проверить!
Конечно, со стороны пресс-службы называть то, что случилось, ошибкой, неправильно. Это не ошибка, а фальсификация. А они впервые столкнулись с такой темой, из растерянности не могли толково прокомментировать, ведь они обычно занимались протокольными делами, а за резкие движения и заявления там отвечает о. Всеволод Чаплин.
Что касается дела Pussy Riot, то наказание свое они понесли. Правильнее было дать им условный срок, хотя тяжесть этого преступления сложно оценить, ведь ощущение вседозволенности осталось. Они не раскаялись, но даже покаяние не освобождает от ответственности. В США за подобный акт они были бы сурово наказаны, потому что там они могли бы так выступить на площади, но никак не в храме, где свои правила, свой дресс-код. Храм - это не публичное место.
Сращивания государства и церкви у нас в стране нет. Просто государство пытается использовать церковь, а церковь, со своей стороны, пытается решить свои исторические задачи, чтобы восстановить храмы, например, или поставить барьеры на пути всяческого безобразия, которое творится на телевидении. На Западе, кстати, такие барьеры давно уже поставлены".
Протоиерей Владимир Флавьянов настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира (Псковская область):
"Я в последние годы живу в деревне, и за новостями слежу не так пристально, как раньше. Не все знаю, не все понимаю - что там творится в столицах. Но то, что я вижу сейчас - это обыкновенная рекламная, точнее анти-рекламная, кампания. Она и действует по закону рекламы: чем больше новостей, чем чаще появляются заголовки со словами Патриарх", "РПЦ" - тем эффективнее. Тем скорее общество отвлечется от реальных своих проблем: от нацистов, от извращенцев и прочих растлителей, от взяточников. Кому выгодна такая рекламная кампания? Вот им и выгодна в первую очередь.  За что казнили Сократа? Не так же оклеветали Христа? Не таким же образом были замучены миллионы мучеников? Что изменилось? Только масштабы. В первые века убивали тысячами, в 20 веке миллионами. Конечно, и внутри Церкви есть негатив - ведь Церковь на земле состоит не из ангелов, а из людей. И всегда этот негатив был, во все времена. И сегодня люди лучше не стали - в том числе и представители Церкви. Но вся эта антиреклама, весь этот антипиар - они мне лично говорят не об этом. Они скорее отражают несостоятельность, слабость защиты Церкви. Не вкладывает пока Господь нужных слов в уста тем, кто сегодня защищает Церковь в СМИ и в Интернете".