Малые лизинговые компании осваивают лизинг строительной техники

Автор фото: Сергей Куликов

Перспективы рынка лизинговых услуг в строительном секторе за небольшими компаниями. Они смогут предоставить среднему бизнесу гибкие индивидуальные условия.

Строительный рынок постепенно восстанавливается. Девелоперы акцентируют внимание на проектах эконом- и комфорт-класса, цены на жилье растут примерно на 5-10% в год. Все это дает почву для умеренного роста рынка лизинговых услуг.
На долю Петербурга приходится около 10-15% оборота всего лизингового рынка спецтехники (не учитывая технику для дорожных работ). Услуги лизинга строительной техники активно предлагают на петербургском рынке порядка 50 компаний.
Основные игроки - их около 10 - крупные компании, аффилированные с госбанками. Это, безусловно, дает им преимущества в привлечении средств, но делает их политику менее гибкой по отношению к среднему бизнесу.
Эксперты считают нишу предоставления техники в лизинг для среднего бизнеса незаполненной. Небольшим компаниям требуются индивидуальный подход и детальный анализ бизнеса для предоставления оптимальных условий, чем крупные игроки заниматься не будут.
Впрочем, сегодня входной барьер для создания лизинговой компании настолько высок, что заполнение этой ниши не произойдет еще несколько лет. По данным компании "Техноспецсталь Лизинг", основные требования лизингополучателям определены основными экономическими показателями: доходность и риски.
В отличие от легкового транспорта, ликвидность строительной техники - даже импортной и дорогой - несколько ниже. Из-за этого лизинговые компании уделяют особое внимание и бизнесу клиента, и проекту, под который выделяется техника.
У строителей более популярна импортная техника. Во-первых, она более оптимальна по соотношению цена-качество, во-вторых, из-за ее высокой стоимости компании чаще обращаются к инструментам лизинга. Наибольшим спросом пользуются экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, дорожные катки, самосвалы, автогрейдеры.
В компании "ПН-Лизинг"  отмечают также, что спросом у строительных и дорожно-строительных компаний в основном пользуется универсальная техника.
Размер авансовых платежей за лизинговое оборудование постепенно снижается с кризисных 30% до 15-20%. Ожидается и дальнейшее снижение, сегодня уже можно найти предложения и с 10% авансом. Стандартные сроки лизинговых контрактов  - 5-7 лет, а конечное удорожание техники - от 9 до 15%. Обновить оборудование с помощью лизинга или кредита - решать заемщику. Здесь есть свои плюсы и минусы. Эксперты также отмечают, что многое зависит и от стратегии, привычек и опыта сотрудничества с финансовыми институтами.
"Лизинговое финансирование позволяет достигать определенной налоговой экономии, передать лизинговой компании заботу о доставке оборудования, таможне и прочих технических деталях", - говорит Антон Купринов, заместитель генерального директора ООО "Абсолют Лизинг".
Последние 2 года объем рынка лизинговых услуг уверенно рос на астрономические показатели в 50-70%, хотя вклад сегмента строительной техники тут невелик. По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", сегодня в структуре рынка лизинг строительной техники находится на пятом месте и составляет чуть более 4% от всего объема лизинговых сделок. Драйверами рынка остаются сделки в авиа- и железнодорожном сегментах.
Согласно последнему опросу "Эксперт РА" топ-менеджеров лизинговых компаний, порядка 60% респондентов считают, что в 2012 году рост этого рынка будет не более 20%. У России даже при таких прогнозах есть все шансы приблизиться к оборотам европейского лизингового рынка.