Корреспондент "ДП" побывал на волшебном острове Бали и узнал, как пережить День тишины и остаться живым.
Если верить агенту по подбору туров Патрику, маневрирующему на мотороллере среди оживленного балийского трафика, самолеты приземляются и улетают с острова каждые 3 минуты. Это похоже на правду. Если смотреть на небо сидя у океана - самолеты шныряют по небу туда и обратно без остановки. Кажется, кто-то однажды в порыве веселья запустил этот бесконечный конвейер отдыхающих. Вечером, в 6 часов, побережье курортного местечка Кута превратится в одно большое футбольное поле. Потом случится закат, галдеж наблюдающих его у океана не утихнет. Когда станет совсем темно, жизнь переместится в бары и клубы. Здесь так много тех, кого балийцы между собой называют "аузи" (от англ. "нойзи" - "шумный"). Австралийцы купили себе "проездной" в этот рай для серферов и не только, поселившись неподалеку. Когда узнаешь, сколько они платят за билет в обе стороны ($200), хочется их задушить.
Раз в год обычный ритм затихает. Происходит это в первый день десятого месяца балийского лунного календаря, когда наступает Nyepi, или День тишины. В этом году он пришелся на 23 марта. Праздник связан с ритуалом очищения пространства. Ровно на 1 день остров погружается в тишину, запрещена любая деятельность. Нельзя выходить на улицу, передвигаться по острову, работать, громко разговаривать, смотреть телевизор, пользоваться электричеством, а также есть. День нужно посвятить медитациям, размышлениям и молитве. "Если вы оказались на Бали на Ниепи, вам крупно повезло!" - расхваливал местную традицию журнальчик из забегаловки. Однако холодок все же подступал к сердцам туристов по мере приближения праздника. Ни один ресторан не обслужит вас в этот день, освещения на улицах и на территории отеля тоже не будет. Хостес обходит постояльцев с вопросом, купили ли они еды и в курсе ли, что на улицу выходить будет нельзя. Такая предосторожность неспроста, ведь единственные, кому позволено выбираться на улицу в Ниепи, - это полиция, налагающая арест на всех, кто не смог усидеть дома.
Бали - единственный в Индонезии остров, где сохранилась древняя религия хинду, на других островах по большей части мусульманство. Остров называют намоленным - церемонии здесь совершаются каждый день с самого утра: в храмах, которые есть в каждом балийском доме, возносят подношения богам. Подготовка к празднику начинается за 3 дня. В первый день все церемонии проходят у океана. Сотни людей, одетых в белое, под сильнейшим ливнем идут молиться к океану. Вечером все становятся как-то целомудреннее. Хиты дансинга в ресторане выключают, вместо этого звучит медитационная музыка, напоминающая перезвон колокольчиков.
Накануне Дня тишины происходит шествие Ogoh-Ogoh - огромные фигуры из папье-маше, олицетворяющие демонов и монстров, проносят по всем улицам под улюлюканье и крики толпы. В этом году власти административного центра Бали - города Денпасара - выделили 1,46 млрд рупий ($162 тыс.) на создание фигур. Они настолько огромны, что задевают провода - участникам приходится их приподнимать, чтобы пропустить монстров.
В ожидании шествия в мини-мартах царит оживление. "Нет, вы не поняли, нам нужен ящик пива!" - хихикают две немолодые то ли немки, то ли француженки, довольные своей концепцией проведения Ниепи.
После движения фигур Ogoh-Ogoh все постепенно замирает - по еле освещенной улице приходится пробираться к дому.
Ниепи - еще и возможность поразмышлять о жизни, обратиться к вечному источнику внутри себя, помолиться за родных и за себя. День в тишине дается нелегко и тянется бесконечно, когда привык жить в мире сменяющих друг друга развлечений. Вечером постояльцы, невольно сблизившиеся за день, собираются на террасе ресторана. Через дорогу шумит океан, закат окрашивает облака. Мы сидим, завороженные этим единственным развлечением на сегодня, пока совсем не стемнеет. В это время полицейские на велосипедах продолжают патрулировать улицы и светить на пляж в поисках нарушителей. Наутро просыпаешься под крики соседа по домику, итальянца, проживающего третий месяц на Бали: "Happy new year! Happy new year!" Ему никто не отвечает. Греет мысль, что с этого утра все начнется по новой.