Тот, кто требует результат, должен предложить смысл

Снежана Замалиева президент Международного фонда культурных инициатив маэстро Темирканова, автор и руководитель проекта «Центр развития потенциала», советник Российской академии естествознания. психолог-консультант, бизнес-тренер, коуч. Награждена серебряной медалью им. Вернадского, лауреат международной премии «кубок MBA 2006». Автор многочисленных публикаций, обучающих тренинговых программ: «Наполни жизнь смыслом: введение в логотерапию и экзистенциальный анализ В. Франкла», «Сила Команды: для тех, кто верит в успех», «Основы управления стрессом», «Психологическая дипломатия», «Кросс-культурный капитал», «Управление в стиле коучинг», «Самоопределение для женщин».

— Сейчас очень много говорят о коучинге. Что же такое коучинг и почему он популярен?
—  История данного понятия уходит корнями в Венгрию, где словом «коуч» называли кареты и повозки, вследствие чего оно стало ассоциироваться с движением вперед и достижением поставленной цели. В английский язык слово попало только в 16 веке, а уже в 19 столетии его «подхватили» британские студенты и стали называть так своих преподавателей или наставников.  
В конце 19 века термин впервые применили к спортивным тренерам. В дальнейшем коучами стали называть абсолютно любых инструкторов независимо от области их деятельности. Таким образом, слово «коуч» приобрело более широкое значение. В бизнес-сфере термин появился только в 80-х годах 20 века и принес за собой новое понятие — «коучинг».  
Для меня коучинг является уникальным процессом взаимодействия между коучем и клиентом, направленный на обучение человека тому, как правильно сформировать свои потребности, цели и каким образом их можно достичь. Благодаря коучингу многим удается понять свои возможности, раскрыть собственный потенциал и значительно преуспеть в карьере и личной жизни. Традиционно коучинг делится на  business и life коучинг. И если первое направление относится к  профессиональной деятельности человека, то второе направлено на персональное развитие, расстановку жизненных приоритетов, реализацию личных задач и моделирование успешного будущего.  
Почему популярен? Позвольте привести следующий пример: из 500 самых успешных компаний мира 94% используют коучинг. Коучинг можно смело назвать способом подвигнуть человека к изменению своей жизни, достижению успеха и желаемых результатов. По сути, это толчок к развитию, которого часто не хватает многим из нас. Ведь нередко мы просто не можем правильно определить свои желания, что, в свою очередь, влечет за собой неверную постановку задач. А бывает и так, что мы принимаем чужие принципы и идеалы за свои, из-за чего неосознанно лишаемся собственного «я» и проживаем чью-то жизнь. «Познать себя, действуя!» — таков по моему мнению девиз коучинга.
— Одна из Ваших тренинговых программ «Управление в стиле «коучинг»». В чем специфика данного подхода? 
— Если кратко, то управление в стиле коучинг есть разновидность недирективного стиля управления и один из значимых шагов в развитии стратегии «саморазвивающейся компании». Сотрудник становится не «винтиком», а полноправным участником процесса; взаимодействие в коллективе переходит на качественно новую ступень — партнерство. Соответственно, основой для принятия решения становится интерес и осознанная взаимовыгода. Специфика проявляется еще и в следующих принципах: уникальности, значимости, прозрачности оценки. Относительно уникальности — хорошо известен тот факт, что сотрудники, ощущающие себя «незаметными винтиками», не могут любить свою работу независимо от того, что они делают. Человек не сможет реализовать себя в работе, если он остается безликим. Очевидно, что каждый нуждается в понимании его уникальных качеств со стороны другого человека, облеченного властью. Принцип значимости базируется на том, что, если человек не видит связи между  удовлетворенностью другого человека или группы людей, то он не сможет находить удовлетворение в работе. Сотрудник должен понимать, что его деятельность важна. И, наконец, принцип прозрачности оценки — это когда сотрудник имеет возможность самостоятельно оценивать качество работы и вклад в общее дело:  без реальных инструментов оценки успеха или неудач мотивация угасает. Подобный стиль позволяет сформировать доверие, преданность делу, ответственность, внимание к результатам, стремление к смыслу.  
— Вы упомянули «ориентацию на смысл». Сейчас мы живем в мире большого количества возможностей, которые влияют на ощущение наполненности смыслом, или все-таки уместно говорить о «дефиците смысла»?  
— Уместным будет вспомнить Виктора Франкла, основателя логотерапии и экзистенциального анализа. Он в ходе исследований пришел к выводу, что поиск смысла для человека является основополагающей движущей силой. Результаты работ Франкла прошли многократную эмпирическую проверку  в Австрии — на родине Франкла и за рубежом — их все чаще используют в психотерапии, педагогике, религии, философии и социальной работе.
Да, действительно, отсутствие смысла делает жизнь бессодержательной:  человек ощущает бессмысленность собственных действий. Яркой аллегорией, передающей мучительность бессмысленного существования, является один из мифов греческой мифологии, в котором идет речь о Сизифе, обреченном богами на бесполезный труд. Я соглашусь с тем фактом, что мы живем в мире больших возможностей (неизменная составляющая процесса глобализации). Однако самая большая ошибка — думать, что потребление сможет заменить смысл. Все наоборот: в ситуациях, когда растет число возможностей и соблазнов, проблема смысла только обостряется, хотя и недостаточно осознается. В наше время, когда зачастую утрачены положительные идеалы и искажена шкала ценностей, тема поиска смысла особенно актуальна. Многие люди приходят к пониманию, что стремление к обладанию, подмена духовных ценностей материальными благами заводят человека в беспросветный тупик, так как теряется смысл. Правильная расстановка приоритетов помогает не только найти смысл жизни, но и позволяет более осмысленно подойти к работе.  
— Насколько эта тема актуальна для коучинга?
— Можно сказать и так: «Тот, кто требует результата,  должен предложить смысл». Принципы учения Франкла эффективно работают в любой компании, вне зависимости от её размеров и направления деятельности. «Воля (стремление) к смыслу» позволяет быстрее освоиться с изменениями, которые могут быть связаны с глобальными преобразованиями. Логотерапевтические приемы способствуют преодолению сопротивления, которое может возникнуть в этой ситуации, как у отдельных индивидов, так и у целой группы сотрудников. На мой взгляд стремление к смыслу становится одним из самых важных психологических ресурсов командного менеджмента.
8 921 996-95-00
www.potenzial.pro