Петербургское судостроение все больше концентрируется вокруг Объединенной судостроительной корпорации

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Теперь под ее контроль попали Балтийский завод и Выборгский судостроительный завод (ВСЗ).

Последний был приобретен ОСК в феврале 2012 года за 1,8 млрд рублей у совладельцев банка "Россия". Тогда же было объявлено о заключении контрактов на 8 млрд рублей на строительство двух линейных дизельных ледоколов проекта 21 900М мощностью 16 МВт. Это должно помочь преодолению кризиса в компании. "Не будет проблемы отсутствия работы, новых контрактов, уверенности в загрузке завода", - заявил президент ОАО "ОСК" Роман Троценко. Проблемы у завода возникли из-за того, что он был ориентирован на выполнение заказов крупных нефтегазовых предприятий. Но после контракта с "Газфлотом" на $2 млрд на строительство двух полупогружных буровых установок для работы на Штокмане новых крупных заказов не было. Приобретение ВСЗ является перспективным для ОСК - в Приморске зарезервировано около 100 га земли под строительство новой верфи стоимостью 1 млрд евро. Этот проект остался неосуществленным.
Под доверительное  управление ОСК "Балтийский завод" был передан Центробанком, который, в свою очередь, получил его в рамках судебных разбирательств по делу Межпромбанка Сергея Пугачева, владеющего ОПК. В конце 2011 года Балтийский завод посетил премьер-министр Владимир Путин. Он одобрил банкротство и пообещал загрузить верфь заказами - ледоколами и плавучими частями вертолетоносца "Мистраль". Тут же были подписаны контракты на строительство четырех дизель-электрических ледоколов. "Окончательно вопрос о присоединении к ОСК Балтийского завода, единственного реального исполнителя заказа по строительству ледоколов, так и не решен, - говорит директор по развитию ИАА "ПортНьюс" Надежда Малышева, - вместе с тем контракт на строительство ледоколов подгоняет ОСК к принятию неотложных решений". Поэтому ОСК пытается предложить новую судостроительную логистику, например строительство ледоколов на Выборгском заводе с последующей достройкой на финской верфи.
На втором активе ОПК - заводе "Северная верфь" - смены власти не было. Хотя назвать его совсем не связанным с государством нельзя - исторически ОСК владеет 20,6% акций предприятия. В отличие от Балтзавода, Северная верфь имеет внушительный портфель заказов, обеспеченный, прежде всего, Министерством обороны. 1 февраля на заводе было заложено сразу два корабля: корвет проекта 20385 и фрегат по проекту 22 350. Северная верфь является главным серийным строителем кораблей первого и второго рангов", - подчеркивает генеральный директор компании Андрей Фомичев. Так, продолжается строительство фрегата "Адмирал Горшков", который, по плану, должен быть сдан в 2012 году. В этом году планируется закладка еще одного фрегата. Кроме гособоронзаказа Северная верфь активно работает на экспорт, как в военном, так и в гражданском направлении. На сегодня есть решение о ремонте третьей пары алжирских кораблей, а для норвежского заказчика завод строит под ключ суда обеспечения нефтяных платформ. Недавно предприятие получило от Ростехнадзора разрешение на проведение работ по использованию атомной энергии - это позволит строить суда с ядерными энергетическими установками.
У Адмиралтейских верфей , также входящих в ОСК, на повестке дня стоит вопрос о переезде в Кронштадт. Там ОСК с южнокорейской компанией STX будут возводить Новоадмиралтейские верфи. Там будут строить суда дедвейтом до 200 тыс. т, в том числе газовозы. Пока производство продолжится на старой площадке. Благодаря крупному контракту на строительство подводных лодок для Вьетнама верфи сейчас загружены на 100%, говорят в компании. Кроме того, на заводе строится серия из шести подводных лодок проекта 636 "Б-237" для Черноморского флота.
В 2011 году завершилось строительство научного судна "Академик Трешников" для арктической экспедиции и заключен договор о достройке спасательного судна "Игорь Белоусов" для Минобороны. В 2012 году, по словам временно исполняющего обязанности генерального директора ОАО "Адмиралтейские верфи" Александра Бузакова, на техническое переоборудование завода будет потрачен 1 млрд рублей.
ОСК завершила консолидацию большей части крупных судостроительных активов не только в в Петербурге и Ленобласти, но и в России в целом. "Активы, интересные для включения в ОСК, остались только в сегменте малотоннажного судостроения", - говорит Надежда Малышева. Но до окончательного решения вопроса о собственности Балтийского завода говорить о полном контроле над отечественным судостроением все же нельзя.