Голландский концерн Las Palmas будет производить декоративные и плодовые растения в Ленобласти. Инвестор рискует не окупить проект из-за низкого спроса, считают эксперты.
До конца года будет запущена первая очередь теплиц по выращиванию растений для ландшафтного дизайна мощностью более 1 млн единиц в год, сообщил источник в ЗАО "ЭН в ЭФ", принадлежащем Las Palmas, который строит теплицы. Инвестиции он не раскрывает.
"Сама конструкция теплиц из стекла и металла может стоить 2-4 млн евро, но если на территории комплекса будет собственный энергоцентр, если считать затраты на освещение, то стоимость проекта вырастет до 10 млн евро", - оценивает Дмитрий Волков, коммерческий директор тепличного комплекса "Северная мечта".
Под проект отводится около 10 га в поселке Лесколово Всеволожского района, первая очередь займет 6 га. Этот факт подтвердили глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко и представитель администрации Лесколово.
По данным "ДП", Las Palmas получил разрешение на проектные работы для строительства комплекса еще в 2007 г., однако стройка затянулась. В руководстве ЗАО "ЭН в ЭФ" 5-летнюю заминку в реализации проекта связывают с бюрократическими сложностями и длительным согласованием документов.
У ЗАО "ЭН в ЭФ" есть небольшая опытная станция по выращиванию горшечных комнатных растений и растений для открытого грунта во Всеволожском районе. В Лесколово Las Palmas собирается выращивать кустарники и деревья плодовых культур, декоративные растения, в том числе хвойные породы, а также цветы.
На рынке декоративных растений подавляющее большинство продукции импортного происхождения. "Покупатель уже оценил преимущества местных производителей - высокое качество и приживаемость растений, но нашим питомникам не удается потеснить импорт, мы можем лишь рассчитывать на то, чтобы занять свою, особую нишу", - говорит Татьяна Галактионова, владелец фермы "Татьяна".
В Ленобласти работают более десятка питомников, которые разводят декоративные растения: "Росток", "Северная флора", "Славянская усадьба", "Низино", "Лесколово", "Времена года", Гатчинский питомник. Реализации крупных проектов мешает длительная окупаемость: прибыль новый производитель получит только через 2 года, объясняет Татьяна Галактионова.
В "Александровском саду" (питомник декоративных растений) отмечают, что пик спроса на декоративные растения прошел и рынок стабилизировался, поэтому новому игроку, чтобы занять свою долю рынка, придется потеснить импорт. Сделать это можно за счет цены, уверены эксперты.
"Белая дача цветы" сделала ставку на собственную продукцию, компания производит летом до 200 тыс. растений в месяц, в итоге доля импорта в ассортименте - не более 40%, рассказывает Владимир Панин, генеральный директор компании.
"Голландскому производителю гораздо выгоднее привозить уже выращенные растения, чем производить их на месте", - утверждает Надежда Мартикайнен, генеральный директор компании "Северная флора" (агропитомник).
Специализироваться на декоративных растениях в условиях климата Северо-Запада невыгодно - затраты на электроэнергию для огромных теплиц не смогут окупиться, согласен с ней Владимир Панин.
Главное условие успешности проекта - наличие налаженного канала сбыта, уверены эксперты. В Петербурге растениями для ландшафтного дизайна торгуют специализированные компании и небольшой ассортимент предлагают сети DIY. Последний магазин сети специализированных гипермаркетов "Зеленая страна" закрылся в прошлом году. На месте одного из бывших магазинов работает гипермаркет московской сети "Белая дача".
"Канал сбыта цветов наладить сложно: у нас нет биржи, на которую можно везти большие партии цветов, а возить маленькие коммерчески неоправданно, так как из-за невысокой стоимости продукта затраты на логистику не должны превышать 10%", - говорит Владимир Панин.