Накануне выборов самый известный оппозиционер страны рассказал "ДП" о своих политических амбициях, системной ошибке 1990-х и о том, почему бы он не принял на работу Алексея Навального.
Как вы относитесь к утверждению "Навальный - это Ельцин сегодня"?
- Ну не знаю... Мне кажется, это все неправда. Я совершенно не похож.
У вас есть личные политические амбиции и как далеко они простираются?
- Политические амбиции есть у каждого человека, который занимается политической деятельностью. Если он занимается публичной деятельностью без политических амбиций - это странно. Значит, он деньги зарабатывает. Я на этом не зарабатываю и не собираюсь зарабатывать. Я как раз считаю, что нужно вышвырнуть из политики тех людей, для которых это только способ заработка. Что касается того, до какой степени они простираются, они простираются до того момента, до того места, которое я смогу получить на честных выборах. Мы должны добиться выборов, я буду бороться за лидирующую позицию. Смогу я ее занять, не смогу занять - это вопрос моих способностей, моей способности убеждать и вопрос людей, которые голосуют за того или иного кандидата. Вот и все.
В 1990-е годы у людей была свобода выбора, но мы в результате имеем то, что имеем. В чем была ошибка?
- Системная ошибка была в том, что люди говорили одно, а делали другое. Бывшие комсомольцы и партийные работники, которые перекрасились в демократов, а потом перекрасились в "Наш дом - Россия", а потом перекрасились в "Отечество" и "Единство", а сейчас в партию жуликов и воров, они делали то, что делали всегда. Они называли себя либералами и демократами и точно так же фальсифицировали выборы. Поэтому задача - вернуть смысл словам. Задача - выступать за прямые выборы, за честные выборы и признавать результаты этих честных выборов. Мы же хотим иметь президента и власть не ту, которую мы любим, а ту, которую мы уважаем и признаем властью. Те люди, которых изберут, и должны формировать власть и направлять движение страны. Мы не должны исходить из того, что какие-то люди готовы к разумному выбору, а другие не готовы. И, если пустить все на самотек, какие-то там глубинные черные стороны русского народа приведут к власти ужасных фашистов или ужасных коммунистов. Это все отвратительные, омерзительные и оскорбительные разговоры. Нужно верить в то, что делаешь, и следовать всем декларациям, которые заявляешь. Больше ничего.
Вы президент России. Ваша политика в отношении природных ресурсов и пересмотра итогов приватизации?
- Эти вопросы будем задавать после того, как мы добьемся того, чтобы кто-то на честных выборах мог стать президентом РФ.
На сайте "Росмафия" появился компромат на петербургских чиновников. Как собирается информация?
- Не могу ничего сказать. Сайт запущен ребятами, это Павел Синько и наши коллеги, которые сделали проект абсолютно автономно. Я его поддерживаю, но организационно не имею к нему никакого отношения, я даже не знаю, что там.
Где вы научились стрелять?
- В тире. В школе был тир, когда я еще учился, было НВП. Все стреляли. Я же в военном городке жил все детство.
Вы принимаете на работу только людей с красным дипломом. Почему? Любите людей системы?
- Красный диплом говорит о том, что человек хорошо учился в институте. У меня, например, нет красного диплома. Я знаю, что я учился недостаточно тщательно. Сам себя не принял бы.