Гражданское общество формируется на дорогах страны

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Как в борьбе с автопроизволом в России формируется гражданское общество? Отвечая на этот вопрос, "ДП" выяснил, насколько много на дорогах отзывчивых людей, которые ради ближнего хоть в суд.

Георгию Федорову не больше 30. Его статус в социальной сети без обиняков предупреждает: "Если я сразу не отвечаю вам на сообщение, это не значит, что я вас игнорирую. Это значит, что кроме вас мне пишут еще 100-500 человек".
Так обычно здесь пишут те, кто хочет показаться значительнее и пафоснее. Но для Георгия это необходимость. Он создатель самой крупной автомобильно-правовой группы "Юридическая грамотность автомобилистов". Каждый день ему пишет множество людей, попавших в беду. Для Георгия сообщество - это общественная деятельность, которой он посвящает половину своего времени. Перед нашим разговором он много раз уточняет сроки, объем, время - положение заставляет быть максимально практичным.
Личность и подходы создателя к работе максимально отражаются и на самой группе. Здесь почти нет празд­ного трепа и публикации автоприколов. Люди приходят сюда за другим. "Подскажите, пожалуйста, если на нерегулируемом перекрестке был совершен разворот по малому радиусу и произошло столкновение, то по какой статье будут привлечены виновные и кто будет виновным?" - вопросы конкретны и практичны.
Петербургский юрист Георгий создал группу тоже из практичных побуждений. "Незадолго до этого времени меня пару раз пытались "развести на встречку" наши доблестные и неподкупные. Так они заронили во мне мысль, что этот бардак пора уже прекращать и надо давать этому посильный отпор", - рассказывает он. В социальной сети "Вконтакте" тема взаимоотношений водителей и инспекторов на тот момент затронута не была. Раскрутка группы шла сложно - Георгий каждый день приглашал людей, создавал острые темы, заливал фотографии. А потом группа неожиданно ожила. Ею даже заинтересовались органы - но гаишники пришли не "прикрывать" группу, а, наоборот, поучаствовать в обсуждениях. Тут, в группе, оппонентам из органов можно было безо всяких галстуков и формальностей задавать вопросы прямо в лоб. Эта возможность вызвала у участников безумный интерес.
Жизнь все время подкидывает сложные темы. Например, петербургский автомобилист Сергей Волков недавно ездил в Белоруссию, где его по подозрению в пьянке за рулем лишили прав. А заодно и права въезда в страну. В результате возникла неразрешимая коллизия - суд по его делу еще только должен проходить, явиться туда надо, но Сергей этого сделать не может, иначе ему грозит преследование за нарушение иммиграционного режима.
Работа быстро выплескивалась в офлайн - съемка обучающих видео "Юридическая грамотность автомобилистов", разбор произошедших ДТП с выездом на место, отправка обращений в ГИБДД с просьбой разъяснить спорные моменты, поиск "дыр" и неточностей в ПДД. "Некоторые считают: мол, мы их ищем, только чтобы нарушить и благодаря "дырам" уйти от ответственности. Хочу сказать, что активисты нашего сообщества, наверное, самые прилежные блюстители ПДД, которые всеми силами в повседневной езде стараются не нарушать даже на предупреждение, что для большинства автолюбителей кажется пыткой невозможной, - отвечает Георгий Федоров на постоянные атаки. - Вот вы знаете, что у нас даже билеты для экзамена на право управ­ления в ГИБДД имеют противоречия с действующими правилами дорожного движения? Я писал на этот счет обращения - никакой реакции".
Одно из самых интересных ноу-хау группы "Юридическая грамотность автомобилистов" - ее участники зовут друг друга в зал суда на рассмотрение их дел. В топе тема-голосование: "Хотите ли вы, чтобы на вашем суде были слушатели?" 90% - за.
Ходят не только к знакомым, но и на интересные дела, и просто из любопытства. Юрист Владимир Креузов занимается автомобильными делами с 2007 года, а с 2010-го это его основная профессиональная деятельность. По его словам, 2 года назад поток клиентов позволил сосредоточиться только на автоделах. "Раньше было даже такое, что с одного суда на другой не успевал. Сейчас попроще - уровень юридической культуры и вообще уровень судебных процессов значительно вырос", - рассказывает он.
- А зачем приглашать других людей на суд? - интересуюсь я.
- Судьи при таком количестве людей ведут себя адекватнее. Если никто не приходит, то обвинительные приговоры выносят чаще. Но даже одного защитника уже достаточно. Но самое главное - люди ходят, чтобы что-то почерпнуть, узнать, понять, увидеть. Или дело интересное - тоже ходят, - рассказывает он.
Я подробно расспрашиваю Владимира о том, чаще ли удается сейчас побеждать в автомобильных делах.
- Чаще, - отвечает он, - но только победу одерживаем не по существу.
- Это как?
- Теперь просто чаще удается закрыть дела по процессуальным основаниям - судья напутала, инспектора допустили ошибку в протоколе, не указывается место нарушения или еще что-то. Вот пример. Водителю вменили выезд на трамвайные пути встречного направления на пр. Добролюбова. Там рядом домов нет - привязку сделать нельзя. И инспектор указал адрес ДТП - дом 2 по Ждановской наб. Я сделал запрос в комитет по благоустройству. Он дал ответ - по этому адресу трамвайных путей нет. Там заправка Shell. Инспектор на заседания не являлся.
Приходится действовать так, если не удается доказать невиновность. Мы бьем суд их же оружием.
Взаимопомощь автомобилистов формируется не только в судах. Действует всем понятный прин­цип: сегодня поможешь ты, а завтра - тебе.
Дата регистрации самого крупного сообщества петербургских автомобилистов в Живом журнале (spb-auto.livejournal.com) - 2004 год.
"Просто появилась своя машина, а вместе с ней и множество вопросов. Первоначально все они задавались в сообществе ru_ auto, однако там в основном были москвичи, а хотелось чего-то своего, чисто питерского", - рассказывает Наталия Углева, владелец и модератор сообщества.
От самых прозаичных вопросов про смену резины и автомобильных шуток быстро перешли к взаимопомощи. Фирменная фишка - "служба спасения сообщников". Сообщниками здесь называют членов сообщества.
"Я подумал, что высказанное нашей дорогой natalik предложение об опубликовании моего телефона мне, в общем-то, нравится… Сюда можно звонить застрявшим, заглохшим и т.п. на дорогах Питера, области, ну или куда вас там еще занесет?" - написал vitranslator, в миру Виталик.
Идея получила горячую поддержку, каждый предложил то, в чем силен он сам: "работать как тягач с маломерками", "вытащить", "прикурить", "поприсутствовать на ДТП в качестве не нервничающей головы", "отвезти детей из машины, попавшей в ДТП". В итоге служба пользуется популярностью. Некоторые пишут свой телефон снова, чтобы почаще звонили.
Но настоящая мода на гражданскую позицию на дорогах началась, конечно, с Общества синих ведерок. Оно возникло весной 2010 года. Сообщество создало несколько десятков активистов, которые уста­ли от того, что на дороге все равны, но обладатели проблесковых маячков, "крякалок" и номеров серии "АМР" и "ААА" равнее. "Пропускаю только 01, 02, 03", - ответили стикерами на заднем стекле создатели движения, поставили на крышу синие игрушечные детские ведерки и намертво встали на дороге "блатных". А в декабре 2011 года участников сообщества стали замечать в политике.
"На самом деле проблема не только в этом, - рассказывает "ДП" Петр Шкуматов, один из координаторов общества, - уже через несколько месяцев после возникновения сообщества было понятно: веселые флешмобы - это здорово. Можно покататься, повеселиться. Но это просто флешмоб". Более серьезными вещами в сообществе изначально специально заниматься не планировали. "Просто нам стали приходить сообщения автомобилистов, которые попадали в ДТП с автомобилями с мигалками. Они слали фотографии, материалы дела. Исходя из этих материалов было видно - отношение к ним предвзятое, и зачастую дело решалось в сторону одной стороны", - рассказывает Петр.
Возник закономерный вопрос: помогать ли таким людям? "Мы решили просто: назвался груздем - полезай в кузов. Ну и что, что мы просто акции проводили, - что, теперь не помогать людям с проблемами мигалок? Конечно, помогать. И началась глобальная правозащитная история", - вспоминает Петр Шкуматов.
Сначала дела мигалок, потом - ДТП просто с автомобилями влиятельных людей. К январю 2012 года сообщество выросло до 5 тыс. человек, среди них и находили волонтеров, помогавших тем, кто попадал в неприятную историю. Тут Петр и другие активные волонтеры столкнулись с простейшей дилеммой любого общественника: либо ты помогаешь другим, либо ты трудишься в офисе. Стало понятно - на одном энтузиазме разрешать все проблемы уже не удастся. Поэтому 2012 год начался для "синих ведерок" реформами - решено создавать собственную общественную организацию, а всем членам организации предложили определиться, кто они - голуби или ястребы. Первые протестуют по-прежнему и всячески лезут в политику. Вторые помогают попавшим в беду: правовая помощь, обсуждение и лоббирование законопроектов на автотематику, сбор пожертвований и организация централизованной работы. Разделение было и раньше, просто все эти направления работы были закреплены официально.
Весной "ведерки" должны зарегистрировать юридическое лицо как общественная организация. Только "постановка на поток" может спасти работу, уверен Петр: "Всю юридическую помощь и общественную деятельность можно будет поставить на поток. Поверьте, ко мне за помощью сейчас обращается несколько человек в неделю, и у меня лично нет никаких возможностей помочь этим людям". Тем более что опыт помощи уже есть, по словам координатора, во всех конфликтах с мигалками минимум, что удавалось сделать, - это "отбить водителя".
Для Дмитрия Терновского, основателя проекта "Страна без глупостей", автомобильная тематика - одна из профильных. Блогер и общественник вплотную занимается на общественных началах проблемами парковки в больших городах около года.
"Каждый день я видел во дворе или там, где мне надо было запарковаться, что просто все перегорожено конусами, веревочками, цепочками какими-то. Оказалось, что никаких законных прав на это у людей нет, это все самозахваты. И мы начали бороться и призывать людей бороться", - так началась его масштабная работа. За год работы блогеры провели множество "рейдов" по местам парковок, смогли основательно расчистить дворы для парковок и заинтересовать людей работать вместе. Сколько самозахватов парковок удалось уничтожить, никто не считал. Поэтому для Дмитрия пока важнее другое - то, что было открыто сказано: парковка, огороженная ленточками и конусами, незаконна. Пусть она организована даже у отделения ГИБДД. "Мы не считаем наших сторонников - многие просто присылают ссылки, мы "ретвитим", размещаем в ЖЖ. А есть те, кто нам не пишет, - они просто прочитали, написали заявление, парковки убрали, и они счастливы. Но занимается много людей. С каждым днем все больше. Люди перестают быть безразличными к улучшению и налаживанию жизни вокруг себя. Это положительный процесс, который только развивается", - подчеркивает Дмитрий.
Но в борьбе с системой победы одерживать все же удается. По мнению Владимира Креузова, если автомобилисты и одержали победу в борьбе за свои права, то только за счет того, что лучше стали вникать в процессуальные детали. Какой порядок оформления ДТП? Как дело передается в суд? Как происходит рассмотрение дела? Причем обсуждение происходит не только в Сети - регулярно часть пользователей группы собираются на встречи и обсуждают последние дела. Дотошность и помогает автомобилистам достичь успеха. "Сейчас сами инспектора зачастую стараются не доводить дело до суда - понимают, что человек будет хорошо подготовлен, может адвоката пригласить. И количество таких дел пошло на спад, - говорит Владимир то ли с радостью, то ли с грустью, - но клиентов пока хватает".