В первом постановлении, посвященном строительству стадиона на Крестовском, говорилось, что он будет стоить $50 млн. "ДП" решил разобраться, что происходит со стадионом, который имеет неплохие шансы в ближайшем будущем стать самым дорогим в мире.
Обычная рабочая пятница, середина дня, но со стройплощадки стадиона на Крестовском острове не доносится никаких звуков: ничто не грохочет и не гремит, не двигаются краны. Они вообще выглядят сейчас как застывшая архитектурная инсталляция и достаточно гармонично смотрятся рядом с памятником Кирову: кажется, что бывший градоначальник тоже пришел сюда для инспекции, да так и застыл от изумления. "ДП" вслед за Кировым изумился, пытаясь понять, почему новый стадион строят так долго и почему он стоит так дорого.
Официальная стоимость стадиона на сегодняшний день - 33 млрд рублей. Здесь стоит сразу оговориться: пока 33 млрд рублей. Как сообщили СМИ в конце прошлого года, уже в ближайшее время она может вырасти до 40 млрд рублей (более $1,3 млрд).
Пока самым дорогим стадионом в истории считается лондонский "Уэмбли" за $1,5 млрд, правда, на его трибунах вмещается на несколько десятков тысяч зрителей больше (90 тыс., это самое большое число зрительских мест под крышей среди всех стадионов мира), да и по количеству ватерклозетов на одном спортсооружении (2618) англичанам нет равных. Если же брать Россию, то сейчас московский "Спартак" строит футбольный стадион ориентировочной стоимостью 12 млрд рублей (на 42 тыс. мест).
На фото: Строительство стадиона на Крестовском острове
Читайте также:
Судьба стадиона для "Зенита" решится 21 мая
Однако цифра 40 млрд - очень примерная цифра. Для стадиона, который когда-то собирались построить за каких-то жалких $50 млн, никаких преград, похоже, уже не существует. Сейчас его проект (уже переделанный не один раз) находится в Главгосэкспертизе. Когда он будет одобрен, начнется подсчет затрат.
Почему же стадион строится уже 5 лет и когда он будет закончен? Между прочим, пресловутый "Уэмбли" строили 4 года (от сноса старого до постройки нового). В самой Главгосэкспертизе, что ее отлично характеризует, на вопросы о стадионе на Крестовском ответили просьбой прислать письмо по почте (обычной, не электронной).
Кстати, один из собеседников "ДП" вообще усомнился, что проект лежит на рассмотрении в Главгосэкспертизе. Впрочем, Вячеслав Семененко, глава комитета по строительству администрации СПб (заказчик строительства), это опровергает: "В апреле должен быть ответ из экспертизы - утверждение технической части, а после будет обсчитываться стоимость".
С ведущим архитектором "Моспроекта-4" (перепроектировщик стадиона) Дмитрием Бушем за несколько дней связаться так и не удалось. В компании "Трансстрой" (входит в "Базовый элемент" Олега Дерипаски) разводят руками: "Контрактные сроки строительства стадиона у "Трансстроя" ограничены 2013 годом". Компания строит объект по предоставленной заказчиком документации, которая не подлежит корректировке. Об оценке реальных сроков сдачи долгостроя в "Трансстрое" отказались говорить.
Примечательно, что в начале января генеральный директор ФК "Зенит" Максим Митрофанов в интервью "ДП" заявил, что стадион будет готов к лету 2013 года, но уже в конце января губернатор Георгий Полтавченко его слегка поправил: к концу 2013-го.
"Сейчас на стройплощадке работает 500 человек, - говорит Вячеслав Семененко. - Строители выполняют работы в той части объекта, которой изменения не коснутся".
Тем временем сайт "Зенита" недавно отрапортовал, что в последние месяцы, в частности, "было смонтировано 133 т ферм внешнего контура, сейчас монтаж ведется на западной стороне. В секторах J7, J8 и J10 были смонтированы 84 сваи для подтрибунных помещений. В секторе D продолжается бетонирование плиты практически на уровне 34 м".
Просьбу оценить, какая часть работ все-таки выполнена на данный момент, в "Трансстрое" выполнить не смогли.
Однако ключевой вопрос в том, почему так дорого, почему стадион подорожал почти в 6 раз уже после того, как был готов проект. Стадион подорожал из-за нескольких вещей, но в основном потому, что проект все время менялся, объясняет на условиях анонимности источник, хорошо знакомый с ходом строительства.
Первое - это крыша: когда предыдущий проект был готов и дело дошло до технического решения, выяснилось, что все "просто поплыло". Крыша ведь должна была быть легкой и функциональной.
Второе - насыпной холм. По старому проекту в нем ничего не было, по новому - площади коммерческого назначения.
Кроме того, какие-то конструкции пришлось демонтировать. Когда ФИФА и УЕФА в 2009 году обратили внимание на стадион, выяснилось, что пересекаются фанатские потоки, что недопустимо с точки зрения безопасности, и увеличилось количество посадочных мест, решено было сделать больше коммерческих площадей, ресторанов и т. д. Плюс, говорит источник, после 2009 года, когда кризис пошел на спад, цены на бетон и металл стали расти.
Кстати, если цена после Главгосэкспертизы все-таки вырастет, и вырастет более чем на 10%, придется проводить новый конкурс по выбору генподрядчика. Об этом также недавно заявил губернатор города.
Стоимость стадиона основана на проектном решении, выкатного поля нет ни у одного стадиона в России, говорит источник "ДП". Нет раздвижной крыши. Конечно, 67 тыс. посадочных мест - это не "Уэмбли". Конечно, проще было построить шайбу. Здесь же сложнейшее инженерное оснащение, говорит он.
Стоимость все равно выглядит завышенной, даже 33 млрд рублей стадион не должен стоить, считает Николай Потапченко, исполнительный директор ООО "Пеуру", российской "дочки" финской консалтинговой и инжиниринговой компании Poyry. Эта фирма в 2010 году подавала заявку на конкурс по выбору компании, которая будет заниматься доработкой проекта стадиона (в итоге был выбран "Моспроект-4").
"Мы проводили оценку, еще когда начался процесс, когда выиграл Курокава. Кстати, в Лейпциге был стадион - один в один со стадионом им. Кирова: такой же памятник архитектуры, такой же холм. Так там был построен новый стадион на 47 тыс. зрителей к чемпионату мира по футболу 2006 года. Их стадион, отвечающий всем требованиям УЕФА, стоил 90 млн евро! Мы такой вариант предлагали сделать и в Петербурге. Но у нас же гигантомания! - рассказывает Николай Потапченко. - Два перепроектировщика, были заказаны материалы и конструкции, которые потом не пригодились, получилось, что за часть работ на этом стадионе заплатили как бы вдвойне. Если бы строили турки или финны, то давно было бы все готово".
"Я тоже считаю, что стоимость неадекватна, - говорит Владислав Бачуров, основатель газеты "Спорт день за днем". - Вот строят сейчас в Москве стадионы ЦСКА и "Спартак" - они стоят в 3 раза меньше".
"Я могу сказать, что стоимость стадиона, который мы строим в Сочи, похожего, в 2 раза ниже, - говорит Олег Харченко, главный архитектор корпорации "Олимпстрой", бывший главный архитектор Петербурга. - Но наш рассчитан на 40 тыс. мест, и у нас нет раздвижной крыши и выкатного поля, а это, конечно, дорогие игрушки".
Строительство идет исключительно на деньги городского бюджета, хотя изначально планировалось, что инвестором выступит "Газпром" через ОАО "Газпром по строительству нового стадиона для ФК "Зенит" (специально созданная компания).
Есть версия, что экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко устно договорилась с главой "Газпрома" Алексеем Миллером, что Петербург строит стадион за свой счет, как бы из тех налогов, что платят "дочки" "Газпрома" в Петербурге.
За это платим мы все, хотя и считается, что строительство идет за счет структур "Газпрома", которые платят налоги в бюджет Петербурга, говорит Вадим Лопатников, председатель Контрольно-счетной палаты ЗС Петербурга. Кстати, ему в начале февраля поручил проверить строительство стадиона для "Зенита" Сергей Степашин, глава Счетной палаты РФ. Однако до самой проверки еще далеко. "Мы ведем внешний финансовый контроль - когда объекты готовы или сданы в эксплуатацию. Так что это будет, видимо, в 2013 году, мы эту проверку поставим в план", - поясняет Вадим Лопатников.
То, что такой стадион нельзя построить за 6 млрд рублей, было ясно с самого начала, говорит источник "ДП". Зачем путали народ, зачем занижали стоимость с самого начала? Это, конечно, риторический вопрос, говорит он, но предполагает, что это было сделано, чтобы не пугать горожан, которые и являются, по сути, инвесторами стадиона.
Ну и напоследок. Пока не понятно, что будет со стадионом, когда он будет достроен: в чьей собственности останется, будет ли и на каких условиях передан ФК "Зенит"?