Легализация такси может поменять схему закупок автотранспорта. Лизинговым компаниям стало интереснее работать с таксомоторными компаниями.
С начала 2012 года вступил в силу федеральный закон №69, направленный на легализацию таксомоторного рынка. Теперь машина такси должна иметь специальное разрешение комитета по транспорту, а также опознавательные знаки. Это делает рынок более прозрачным, так что лизинговые компании начинают проявлять интерес к таксомоторным компаниям, которые регулярно обновляют свой автопарк.
Компании предпочитают покупать машины небольшими партиями, договариваясь с автодилерами о скидках, рассказывает директор Ассоциации таксомоторного транспорта Юрий Вейков. С лизинговыми компаниями достаточно сложно, они считают такой вид лизинга высокорискованным, ставки получаются слишком высокими, сетует он. "Срок службы одной машины - 2-3 года, за это время она должна покрыть собственную стоимость и еще принести прибыль, - говорит Юрий Вейков. - С существующими ставками по лизингу и кредитам расходы значительно возрастают".
Раньше таксомоторные компании пополняли автопарк в основном за счет собственных средств. Но последние полгода они все чаще обращаются в лизинговые компании, пытаясь найти подходящие для себя условия. По мнению Юрия Вейкова, развитию рынка автолизинга такси способствовало бы появление каких-либо госсубсидий легальным перевозчикам для закупок машин, но пока конкретных действий в этом направлении в Петербурге нет.
Участники лизингового рынка подтверждают, что рынок автолизинга для такси перспективен. "Анализируя сделки, заключенные нашей компанией по Северо-Западу, можно отметить, что прирост объема лизинга легковых автомобилей по итогам 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 69,4%", - говорит начальник отдела лизинга автотранспорта ГК "Балтийский лизинг" Михаил Лысков. По его словам, спрос со стороны перевозчиков в прошлом году был значительный и по итогам текущего года сегмент может показать рост на уровне 15-20%. "Мы стремимся к наращиванию доли именно легкового транспорта в структуре лизингового портфеля компании, - говорит Михаил Лысков. - Ведем переговоры о предоставлении специальных условий с представительствами производителей в России и дилерами большинства популярных марок автомобилей, в том числе относящихся к сегменту премиум-класса".
В целом, по оценкам экспертов, лизинг легкового автотранспорта в России за 2011 г. вырос на 40-45%. Рост объясняется восстановлением рынка легкового автотранспорта. Тем не менее в большинстве лизинговых компаний таксомоторные предприятия пока редкие клиенты.
Лизинг автотранспорта для такси считается высокорискованным видом бизнеса. Риск связан с большими перепробегами, высокой аварийностью, недостаточно качественным обслуживанием автотранспорта, перечисляет Андрей Закопаев, заместитель начальника управления по работе с корпоративными клиентами Промсвязьбанка.
В компании
"ПН-Лизинг"в 2011 г. количество договоров, заключенных в сегменте легкового автотранспорта, увеличилось на 35%. Но, так как число сделок по дорогостоящим автомобилям снизилось, объем сегмента в денежном эквиваленте сократился по сравнению с 2010 г., говорит руководитель отдела маркетинга компании Юлия Разумова. При этом в "ПН-Лизинге" последняя сделка с таксомоторной компанией заключалась в 2009 г.
В Северо-Западном дивизионе компании "Интерлизинг" доля таксомоторных компаний очень мала - менее 1% в портфеле. Промсвязьбанк также старается сконцентрировать свои усилия в развитии корпоративного лизинга.