Сергей Степашин вызвался посчитать размер налога на приватизацию

Автор фото: Яковлева
Степашин Сергей (Государственная дума, кандидат в депутаты)

Только премьер Владимир Путин предложил ввести налог на приватизацию, а глава Счетной палаты Сергей Степашин уже готов посчитать, сколько придется заплатить предпринимателям за их приобретения в 1990-х.

Рассчитать размер налога на приватизацию сложно, но можно, заявил в интервью "Российской газете" председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. "В принципе можно посчитать разницу в цене тех активов, за которую они приобретались в 1990-х годах и что они стоили на самом деле", – сказал он.
"Если в этом есть необходимость, можно решать вопрос через судебные процедуры", – отметил Сергей Степашин. Впрочем, по его мнению, найдутся те, кто готов заплатить за приватизацию добровольно.
Сергей Степашин напомнил, что в 2003 году Счетная палата выпустила доклад о приватизации. В нем говорилось, что приватизация в России была проведена по худшему варианту из всех европейских стран. Тем не менее де-юре все процедуры, включая залоговые аукционы, были легитимны, считает глава Счетной палаты.
Эти заявления Сергей Степашин сделал после того, как ввести единоразовый налог на приватизацию предложил премьер-министр и кандидат в президенты Владимир Путин. По его мнению, таким образом можно примирить общество с итогами "несправедливой приватизации".
Наиболее известным примером такого рода акции является налог, собранный в 1997-1998 годах правительством Тони Блэра в Великобритании с компаний, приватизированных при Маргарет Тэтчер. Им пришлось заплатить 23% от разницы между стоимостью компании по состоянию на момент приватизации и ее "реальной" стоимостью. Последнюю рассчитали как девятикратный размер средней прибыли, заработанной в течение первых 4 лет после приватизации компании. В результате британская казна получила 5,2 млрд фунтов стерлингов.
Наши власти могут пойти по такому же пути, полагает главный экономист "Финама" Александр Осин. "Уровень налогообложения у нас схож с британским", – отмечает он. По его расчетам, российские власти могли бы собрать до $400 млрд с приватизированных активов. Однако, примет ли общество такую акцию в качестве акта справедливости, будет зависеть от того, как власти распорядятся этими деньгами, считает Александр Осин.
Другого мнения придерживается политолог и экономист Дмитрий Травин. "Что стоили активы на самом деле, может показать только рынок", – говорит он. Однако до приватизации фондовый рынок в России еще не сложился. Поэтому размер налога на приватизацию, видимо, будет определяться путем личных договоренностей Владимира Путина с владельцами тех или иных активов, полагает Дмитрий Травин.